Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 28 июня 2016 г. N 3.2-04/1766
по Федеральному закону "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации " (проект N 938845-6), принятый Государственной Думой 24 июня 2016 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральным законом совершенствуется нормативная база, регулирующая деятельность саморегулируемых организаций (далее - СРО) в строительной сфере, устраняются выявленные в ходе анализа правоприменительной практики пробелы, а также усиливается ответственность и контроль за деятельностью соответствующих СРО.
Федеральным законом предусматриваются следующие изменения:
1. Устанавливаются случаи обязательности членства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в СРО, а также очерчивается круг лиц, которым не требуется членство в СРО для выполнения соответствующих работ.
2. Исключаются положения, предусматривающие необходимость выдачи СРО своим членам свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
3. Конкретизируются основные цели СРО в сфере строительства, а также требования к некоммерческой организации, соответствие которым необходимо ей для приобретения статуса СРО. Так, некоммерческая организация вправе приобрести статус СРО, если все объединенные в ее составе в качестве членов индивидуальные предприниматели (юридические лица) зарегистрированы в том субъекте, на территории которого зарегистрирована сама СРО, а также, если у некоммерческой организации отсутствуют территориальные подразделения, обособленные филиалы и представительства, расположенные за пределами территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
4. Устанавливаются стандарты и перечень внутренних документов СРО, которые они обязаны разработать и утвердить помимо предусмотренных законодательством о некоммерческих организациях и Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" (например, о компенсационном фонде возмещения вреда, компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств, реестре членов СРО, процедуре рассмотрения жалоб на действия членов СРО и обращений, поступивших в СРО и другое).
5. Корректируются нормы, регулирующие прием в члены СРО, а также прекращение членства в нем; нормы, регламентирующие контроль СРО за деятельностью своих членов.
6. Устанавливаются нормы, регулирующие размещение средств СРО в кредитных организациях и их инвестирование.
7. Усовершенствованы нормы, посвященные компенсационным фондам СРО. В частности, введен запрет на уплату взноса в компенсационный фонд в рассрочку, а также третьими лицами.
8. Предусмотрено положение о проведении строительного контроля в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда не только лицом, осуществляющим строительство, застройщиком и техническим заказчиком, но также лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения и региональным оператором.
9. Предусматривается размещение сведений о членах СРО только на официальном сайте СРО и в Едином реестре членов СРО соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций.
10. В целях повышения ответственности СРО в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вводятся новые составы административных правонарушений, предусматривающие административную ответственность за нарушение СРО порядка представления документов и сведений в целях ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, а также за нарушение требований законодательства о градостроительной деятельности о хранении документов.
11. Предусмотрено отнесение подвесных канатных дорог к особо опасным и технически сложным объектам.
Федеральным законом также вносятся изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Жилищный кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений, для которых предусматривается иной срок вступления в силу.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Д.И. Азаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.