Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 28 июня 2016 г. N 3.1-06/2538
по Федеральному закону "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 июня 2016 года, и отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (N 938845-6) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 26 ноября 2015 года, принят в первом чтении 20 января 2016 года, во втором чтении - 21 июня 2016 года и третьем чтении - 24 июня 2016 года.
Федеральный закон направлен на усиление контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в строительной сфере.
Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с приобретением или прекращением статуса саморегулируемых организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, их деятельностью, осуществлением надзора за саморегулируемыми организациями, а также в связи с осуществлением взаимодействия между саморегулируемыми организациями и их членами, клиентами членов саморегулируемых организаций.
Уточняются требования к порядку осуществления деятельности в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий, специалистам по организации инженерных изысканий, специалистам по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистам по организации строительства.
Предусматривается, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
При этом не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования, в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений, указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика.
Федеральным законом регламентируется порядок размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в кредитных организациях, инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации.
Кроме того, определяется порядок возмещения ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора.
В соответствии с Федеральным законом пассажирские подвесные канатные дороги отнесены к особо опасным и технически сложным объектам. Уточняется редакция статьи 9.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также его глава 14 дополняется новыми статьями 14.63 "Нарушение саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства порядка предоставления документов и сведений в целях ведения государственного реестра указанных саморегулируемых организаций" и 14.64 "Нарушение саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требований законодательства о градостроительной деятельности о хранении документов".
С 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Правовые последствия принятия Федерального закона заключаются в усилении контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в строительной сфере, а также устранении выявленных в ходе анализа правоприменительной практики пробелов в законодательстве Российской Федерации, регулирующем деятельность саморегулируемых организаций.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 9 вступит в силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрено вступление в силу со дня официального опубликования Федерального закона.
В соответствии с пунктом "а1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят в соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации по предмету ведения Российской Федерации, а также в соответствии с пунктами "б" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и одобрить его.
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.