Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1175399-6 "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Согласно ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР, государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик дома ведомственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках подлежали постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов.
Таким образом, многие граждане Российской Федерации приватизировали занимаемые ими жилые помещения в домах, которые определенное время относились к ведомственному жилому фонду (к собственности Союза ССР, к собственности Российской Федерации, к собственности субъектов Российской Федерации, в зависимости от ведомственной принадлежности построивших их организаций), а затем были переданы в муниципальную собственность.
В настоящее время собственники квартир в домах, которые так и не были капитально отремонтированы, обращаются в суды с требованиями проведения капитального ремонта или выплаты компенсаций за такой ремонт. Ответчиками выступают органы местного самоуправления, а вся нагрузка исполнения решений судов ложится на местные бюджеты.
В Омске таких решений 640 в общей сложности на 13,5 млрд. рублей (при том, что годовой бюджет города составляет 12,4 млрд. рублей), в Хабаровске - 990, во Владивостоке - 724 на 4 млрд. рублей, в Барнауле - 196 на 1,3 млрд. рублей. Судебные приставы за неисполнение решений суда штрафуют города на десятки миллионов рублей.
Между тем, очень большой объем жилищного фонда уже к моменту передачи в муниципальную собственность нуждался в капитальном ремонте. В такой ситуации возлагать всю ответственность за обязательства по капитальному ремонту жилых домов исключительно на органы местного самоуправления и местные бюджеты представляется неправомерным.
В связи с изложенным настоящим законопроектом предлагается распределить ответственность по обязательствам проведения капитального ремонта домов между всеми собственниками данного жилищного фонда (наймодателями) пропорционально времени нахождения дома в соответствующем ведении.
Законопроект устанавливает, что финансовое обеспечение капитального ремонта дома осуществляется из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации пропорционально времени нахождения дома в ведении органов местного самоуправления и соответствующих ведомств (союзных, федеральных, региональных) посредством предоставления последнему по времени наймодателю субсидий из соответствующих бюджетов.
Действие закона в случае его принятия предлагается распространить на отношения, возникшие после 10 января 1993 года, то есть после вступления в силу нормы о сохранении за бывшим наймодателем обязанности проведения капитального ремонта дома, в котором гражданами были приватизированы жилые помещения.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приведет к перераспределению финансовых обязательств между органами местного самоуправления, субъектами Российской Федерации и Российской Федерацией и соответственно расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам проведения капитальных ремонтов жилых домов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.