Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1177357-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Первые месяцы реализации Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и информация, поступающая от законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, свидетельствуют о наличии ряда проблем, для решения которых требуется внесение изменений в указанный Федеральный закон.
1. В действующей редакции Федерального закона право определить территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, предоставлено высшим исполнительным органам государственной власти дальневосточных субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ.
Проектом федерального закона предлагается установить, что по указанному вопросу должен приниматься закон субъекта Российской Федерации, поскольку законодательный процесс предполагает совместное участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательном регулировании важных общественных отношений, к каковым, безусловно, относятся отношения по предоставлению земельных участков на территории региона.
При этом предлагается закрепить, что законодательная инициатива по этому вопросу исходит от высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Целесообразно также сохранить механизм согласования с ответственным федеральным органом исполнительной власти. Предлагается установить, что проект указанного закона субъекта Российской Федерации должен содержать согласованные с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, описание местоположения территорий, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, их площадь и основания, по которым земельные участки в границах указанных территорий не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование.
2. В настоящее время Федеральным законом предусмотрено, что осуществление функций по предоставлению в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельного участка органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством.
Такая редакция возлагает соответствующие полномочия на органы местного самоуправления всех муниципальных образований, включая городские и сельские поселения.
Предлагается функции по предоставлению земельных участков, не относящихся к землям лесного фонда, закрепить за органами государственной власти или органом местного самоуправления только муниципального района и городского округа, уполномоченными на предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством, а функции по предоставлению земельных участков из состава земель лесного фонда - за органом государственной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков в соответствии с лесным законодательством.
3. Действующей редакцией Федерального закона установлено, что в целях проверки наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование уполномоченный орган вправе направлять межведомственные запросы с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Проектом предлагается изменить право уполномоченного органа на обязанность направлять такие запросы. Это позволит обеспечить большую юридическую "чистоту" процедуры предоставления участков, в том числе избежать возможных ошибок, способных повлечь соответствующие судебные процессы.
При этом срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос с использованием межведомственного информационного взаимодействия остается прежним - он не может превышать пять рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие соответствующие документ и сведения.
4. В Федеральном законе под органом регистрации прав понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Росреестр).
Проектом предлагается закрепить возможность в рамках Федерального закона возлагать закрепленные за Росреестром функции на подведомственное ему учреждение. Речь идет о ФГБУ "ФКП Росреестра", целью деятельности учреждения является обеспечения реализации полномочий Росреестра в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости, в том числе по ведению кадастровых карт.
5. В действующей редакции Федерального закона установлено, что одним из оснований для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование являются случаи, когда испрашиваемый земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 29 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства и в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на такой земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.
Проектом предлагается внести изменение, предусматривающее право гражданина на предоставление земельного участка в безвозмездное пользование, в случае если на нем расположены объекты недвижимости, правообладателем которых является заявитель. Это позволит предоставлять гражданам те участки, на которых еще до начала 2000-х годов этими гражданами были возведены дома и иные сооружения.
6. Проектом федерального закона предлагается рад концептуально взаимосвязанных новаций, направленных на недопущение владения, пользования и распоряжения земельными участками в дальневосточных субъектах Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Предлагается закрепить возможность предоставления, передачи и любого перехода прав на такие земельные участки только гражданам Российской Федерации.
Проектом также предлагается дополнить перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование новым основанием, корреспондирующим предлагаемой новой норме о том, что предоставление, передача, переход прав на земельные участки, расположенные на территориях дальневосточных субъектов Российской Федерации, осуществляются исключительно гражданам Российской Федерации.
В части 1 статьи 9 установлены случаи, в которых договор безвозмездного пользования земельным участком, заключенный с гражданином в соответствии с Федеральным законом, прекращается по решению уполномоченного органа.
Проектом предлагается перечень таких случаев дополнить прекращением гражданства Российской Федерации. Это позволит избежать продолжения безвозмездного пользования земельными участками лицом, прекратившим гражданство Российской Федерации.
Предлагается установить механизм изъятия участка, который уже был передан гражданину Российской Федерации, если гражданство Российской Федерации данного лица прекращается.
7. В Федеральном законе установлено, что до 1 июня 2016 года федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны предоставить оператору информационной системы сведения о находящихся в дальневосточных субъектах Российской Федерации территориях, землях, зонах, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом, и о земельных участках, которые не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также о зонах с особыми условиями использования территорий, об охотничьих угодьях, территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Оператор информационной системы обеспечивает внесение поступивших от указанных органов государственной власти, органов местного самоуправления сведений в информационную систему и размещение их на официальном сайте.
Предлагаемые изменения регламентируют сроки передачи информации об изменениях в указанные сведения оператору информационной системы - в течение трех рабочих дней. Оператору же в течение трех рабочих дней надлежит внести такие сведения в информационную систему и разместить их на официальном сайте.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения направлены на стимулирование социально-экономического развития дальневосточных субъектов Российской Федерации, позволят повысить эффективность реализации Федерального закона, исключить возможные факты нерационального использования природных ресурсов в данных регионах.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
законодательных актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.