Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 15 июня 2016 г. N 3.9-122/1
по проекту федерального закона N 1036047-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ)"
- внесен Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Главой XI.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрен специальный порядок приобретения акционером 30 и более процентов акций общества. Такой порядок установлен с целью обеспечения адекватного уровня защиты прав и законных интересов акционеров в случае приобретения одним из акционеров крупного пакета акций общества, предотвращение злоупотребления правами в результате недобросовестного поведения отдельных субъектов, соблюдения баланса интересов мажоритарных и миноритарных акционеров, обеспечения определения справедливой цены при приобретении акций и эффективной судебной защиты субъектов корпоративных отношений.
По мнению Правительства Российской Федерации, предлагаемые законопроектом изменения направлены на дальнейшее совершенствование порядка приобретения крупных пакетов акций и позволят повысить уровень защиты прав акционеров при осуществлении сделок по приобретению ценных бумаг публичного общества при обеспечении баланса интересов акционеров.
К числу основных новелл законопроекта можно отнести следующие.
Законопроектом предлагается изменить определение отношения связанности (аффилированности) между лицами. При этом к лицам, фактически образующим одну группу, будут относиться как аффилированные лица, так и лица, осуществляющие косвенный контроль, - "контролирующие лица" и "подконтрольные лица" ("подконтрольные организации"). Указанные понятия предлагается использовать в определениях, данных в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг".
Законопроектом предлагается распространить обязанность по направлению обязательного предложения, а также последствия, связанные с неисполнением такой обязанности, на всех лиц, которые получают высокий уровень корпоративного контроля, независимо от того, каким образом (прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с иными лицами) такие лица распоряжаются голосами, приходящимися на голосующие акции публичного акционерного общества. Действующая редакция ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривает такие обязанность и последствия только для лиц, которые стали владельцами 30 и более процентов акций публичного общества.
Уточняются положения, определяющие круг ценных бумаг публичного акционерного общества, которые могут являться предметом приобретения в рамках процедуры поглощения. Согласно законопроекту, положения, предусмотренные главой XI.1 ФЗ "Об акционерных обществах", распространяются на акционеров - владельцев неголосующих привилегированных акций публичного акционерного общества, а также на владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в неголосующие привилегированные акции публичного акционерного общества.
Законопроект содержит положения, направленные на согласование акционерного законодательства Российской Федерации о поглощениях и норм антимонопольного и банковского законодательства Российской Федерации, которые предусматривают получение лицом предварительного согласия соответственно антимонопольного органа или Банка России на приобретение определенного пакета акций. С этой целью законопроект предусматривает, что если договоры о приобретении ценных бумаг, заключаемые на основании добровольного или обязательного предложения, требуют предварительного согласия на их заключение указанных органов, то добровольное или обязательное предложение должно содержать сведения о соответствующих решениях таких органов о согласии на заключение указанных договоров.
Законопроект уточняет нормы, направленные на обеспечение надлежащего исполнения требований законодательства Российской Федерации, связанных с процедурой поглощения. Для этого законопроект предлагает ограничение количества акций, которыми может голосовать лицо, получившее определенный (высокий) уровень корпоративного контроля в публичном акционерном обществе, пределом в 3/7 от общего числа голосов, которыми обладают иные акционеры. Кроме того, срок действия указанного ограничения предлагается продлить до представления оферентом отчета об итогах принятия обязательного предложения.
Также законопроект вводит новый механизм защиты прав владельцев ценных бумаг в случае неисполнения лицом, получившим высокий уровень корпоративного контроля над обществом, обязанности по направлению обязательного предложения. Этот механизм предусматривает право владельца ценных бумаг направить лицу, получившему указанный выше контроль, требование о выкупе принадлежащих ему ценных бумаг, указав при этом минимальную цену, по которой он согласен продать такие ценные бумаги.
Кроме того, законопроект содержит ряд уточняющих норм.
Комитет в целом поддерживает концепцию законопроекта, имеющую своей целью совершенствование механизмов, регулирующих процедуры приобретения крупных пакетов акций в публичных акционерных обществах.
Вместе с тем, по мнению Комитета, изменение действующих положений Федерального закона "Об акционерных обществах" в указанной части является оправданным и целесообразным только при сохранении баланса интересов как миноритарных и мажоритарных акционеров, так и акционеров и общества, повышении привлекательности инвестиций в акции российских акционерных обществ, сокращении дополнительных издержек и сроков совершения сделок по приобретению акций стратегическими инвесторами, уменьшении числа корпоративных конфликтов и повышении качества корпоративного управления и прозрачности деятельности общества.
Комитет отмечает, что отдельные положения законопроекта нуждаются в дополнительном обосновании и существенной доработке.
Так, как следует из проектируемых положений пунктов 11 и 12 ст. 84.2 ФЗ "Об акционерных обществах", с момента приобретения более чем 30% акций и до направления в Банк России отчёта об итогах принятия обязательного предложения акционер вправе голосовать только 3/7 от общего количества голосов, которыми обладают иные лица.
Однако установление указанного порога голосования представляется недостаточно необоснованным, поскольку он ненадлежащим образом отражает сделку по приобретению акций. Например, если акционер приобрёл 29% акций, то он в любом случае будет голосовать 29% голосов; если же он приобретёт 40% акций, то голосовать будет 25% голосов, а если приобретёт 80% акций, то голосовать будет 8,5% голосов.
Таким образом, при реализации данной новеллы на практике может сложиться ситуация, при которой отдельные публичные общества, где не было сделано обязательное предложение, останутся без возможности проведения собраний и принятия акционерами решений. Более того, указанная норма создает предпосылки для использования статуса миноритарного акционера с целью совершения недобросовестных действий, связанных с перераспределением корпоративного контроля.
Также, указанные положения законопроекта существенно расширяют период ограничения прав голоса акционера (приобретателя крупного пакета акций) - он продолжается до даты направления в Банк России отчёта об итогах принятия обязательного предложения. При этом действующая редакция Закона об АО предусматривает ограничение прав голоса только на срок до даты направления обязательного предложения.
Такое ужесточение не представляется обоснованным, поскольку в момент направления обязательного предложения оферент принимает на себя обязательства по выкупу акций на зафиксированных условиях, дальнейшее его доминирование на общем собрании не может повлиять на экономические интересы миноритарных акционеров, которым уже предоставлена возможность выйти из общества. Такая проектируемая норма может привести к тому, что в течение длительного времени (несколько месяцев) акционерное общество не сможет принимать решения, отражающие позицию большинства его акционеров.
Далее, проектируемыми пунктами 13 и 14 ст. 84.2 владельцам ценных бумаг предоставлено право требовать выкупа принадлежащих им ценных бумаг в случае неисполнения оферентом обязанности по направлению обязательного предложения.
Однако законопроект в данной части не регламентирует порядок определения цены, по которой акции подлежат выкупу, а также не определяет лицо, которое несёт расходы по проведению оценки рыночной стоимости акций в случае, если рыночная цена ценных бумаг определяется оценщиком.
В этой связи представляется целесообразным установить для владельца ценных бумаг отдельный порядок направления требования о выкупе и определения цены выкупа ценных бумаг, которую владелец ценных бумаг может заявить в своем требовании.
В соответствии с положениями п. 8 ст. 84.1 ФЗ "Об акционерных обществах" в редакции законопроекта к добровольному предложению прикладывается банковская гарантия, срок действия которой должен истекать не ранее чем через 6 месяцев после окончания срока оплаты приобретаемых ценных бумаг. Однако получение гарантии обусловлено необходимостью уплаты банковской комиссии, размер которой зависит от длительности гарантии.
В этой связи рассматриваемое положение законопроекта предлагается изложить в новой редакции, в соответствии с которой срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее истечения срока оплаты приобретаемых ценных бумаг, указанного в добровольном предложении.
Законопроект предполагает использование в статьях 84.1, 84.2, 84.7 и 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах" терминов "подконтрольные" и "контролирующие" лица, в значении, определенном для данных понятий Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Представляется целесообразным, чтобы данные термины получили легальное определение в тексте ФЗ "Об акционерных обществах". Кроме того, в данной части положения законопроекта должны быть согласованы с аналогичными положениями законопроекта N 1062760-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)" (внесен Правительством Российской Федерации), находящемся в Комитете по вопросам собственности на стадии подготовки ко второму чтению.
Комитет считает, что рассматриваемый законопроект может быть поддержан с условием его доработки с учетом отмеченных и иных поступивших в Комитет замечаний и предложений.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.