Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О полиции", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об оружии" и "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" в связи с внесением проекта федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия".
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом замечаний, изложенных в приложении.
Приложение: на 4 л.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Замечания к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия",
вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы С.Ш. Мурзабаевой
Изменения, предлагаемые пунктами 1 и 2 статьи 1 законопроекта к внесению в часть вторую статьи 115 и часть вторую статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), обосновываются тем, что указанные деяния отнесены к преступлениям частного обвинения, по которым уголовные дела могут быть возбуждены только по заявлению потерпевшего, а прекращение уголовного преследования возможно только с примирением сторон, в связи с чем возникает опасность оказания давления на жертву со стороны привлекаемого к уголовной ответственности лица.
Вместе с тем в соответствии с частью четвертой статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УГЖ) руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель могут возбудить уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей статьи 20 УПК, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. При этом руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель по данным уголовным делам уполномочены осуществлять уголовное преследование независимо от волеизъявления потерпевшего (часть третья статьи 21 УПК).
Предлагаемое законопроектом дополнение статей 115 и 116 УК новым квалифицирующим признаком (умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, совершенные в отношении родственника, бывшего родственника, родителя общего ребенка и так далее) не является необходимым, так как в этих случаях могут применяться действующие нормы УК о преступлениях против здоровья человека, а предлагаемые изменения не касаются размеров санкций.
В абзаце втором пункта 1 статьи 1 и пункте 2 статьи 1 законопроекта используются термины "бывшие родственники", "родители общего ребенка", определения которых в законодательных актах Российской Федерации и проекте федерального закона отсутствуют.
Пунктами 1 и 2 статьи 3 законопроекта предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) новыми статьями 17.4.1, 19.5.2, которыми устанавливается административная ответственность за нарушение судебного защитного предписания и нарушение защитного предписания. В качестве административного наказания за нарушение либо неисполнение судебного защитного предписания, а также за повторное нарушение защитного предписания предусматриваются обязательные работы на срок до пятидесяти часов или административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.
Вместе с тем при установлении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов не будет соблюдено требование части 2 статьи 4.1 КоАП, согласно которому при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Пунктом 3 статьи 3 законопроекта предлагается дополнить главу 20 КоАП статьей 20.1.1 "Семейно-бытовое дебоширство", в которой определяется одноименный самостоятельный состав административного правонарушения - действия гражданина, нарушающие права членов его семьи, а также лиц, проживающих с ним совместно, на здоровье, честь и достоинство, на покой в жилом помещении, в том числе сопровождающиеся нецензурной бранью, а равно уничтожением и (или) повреждением имущества или шумом.
Необходимо отметить, что понятия "право на здоровье", "право на честь и достоинство", "право на покой" на сегодняшний день не имеют законодательного определения (не предложено соответствующих определений и в законопроекте).
Кроме того, дополнение КоАП статьей 20.1.1 представляется избыточным, поскольку указанные в ней деяния образуют самостоятельные составы административных правонарушений, уже предусмотренные имеющимися статьями КоАП (статьи 5.61 "Оскорбление", 20.1 "Мелкое хулиганство").
Предлагаемое в статье 4 законопроекта дополнение части 1 статьи 12 Федерального закона "О полиции" обязанностями полиции по защите пострадавших и иных лиц от семейно-бытового насилия, рассмотрению заявлений и сообщений о фактах семейно-бытового насилия, а также рядом иных обязанностей в данной сфере является избыточным, так как они включены в основные направления деятельности полиции, которые регламентированы в статье 2 Федерального закона "О полиции". Так, одним из данных направлений является защита личности от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. При этом указанные полномочия полиции не ограничены какой-либо сферой и распространяются в том числе на семейно-бытовые правоотношения.
Предусмотренное статьей 5 законопроекта дополнение пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) не относятся к предмету правового регулирования данной статьи. Аналогичное замечание имеется и по дополнению пункта 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 6 законопроекта).
В статье 7 законопроекта предлагается внести в часть 20 статьи 13 и статью 26 Федерального закона "Об оружии" изменения, дополняющие случаи, когда лицензия на приобретение оружия не выдается либо она аннулируется или изымается. Однако существующие законодательные нормы позволяют разрешить затронутые вопросы на основании судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения (пункт 2 части 1 статьи 26, пункты 4 и 8 статьи 13 Федерального закона "Об оружии").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункты 4 и 8 статьи 13" следует читать "пункты 4 и 8 части 20 статьи 13"
Предлагаемое статьей 5 законопроекта изменение в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, предусматривающее отнесение к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения решение вопросов реализации полномочий по профилактике семейно-бытового насилия, предусмотренных проектом федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия", наделяет эти органы полномочиями по предметам ведения субъектов Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В связи с этим законопроект не учитывает требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае принятия закона, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный закон должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 17 апреля 2015 г. N 2306п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 1183394-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы С.Ш. Мурзабаевой"
Текст письма официально опубликован не был