Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 3-ВС-5373/16
на проект федерального закона N 1183720-6 "О внесении изменений в статью 312 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации.
В законопроекте предлагается изменить редакцию диспозиций частей первой и второй статьи 312 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) "Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации". Название и санкции статьи 312 УК РФ предлагается оставить без изменения.
По существу законопроекта необходимо отметить следующее.
В настоящее время статья 312 УК РФ предусматривает ответственность за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу имущества, подвергнутого описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено, а равно осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест (часть первая), и сокрытие или присвоение имущества, подлежащего конфискации по приговору суда, а равно иное уклонение от исполнения вступившего в законную силу приговора суда о назначении конфискации имущества (часть вторая).
В названии проекта федерального закона и в пояснительной записке к нему указывается, что его содержание связано с изменениями, внесёнными в Федеральный закон от 11 ноября 2011 года N 138-ФЗ "О лотереях". При этом не называется Федеральный закон, которым внесены соответствующие изменения, и не раскрывается сущность последних.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "11 ноября 2003 года"
Законопроект направлен на расширение сферы применения статьи 312 УК РФ. Для этого в части первой данной уголовно-правовой нормы в проектной редакции дополнительно указаны такие действия, как присвоение и использование имущества, подвергнутого описи или аресту, а также возврат такого имущества его собственнику как разновидность незаконной передачи предмета преступления, к которому предлагается отнести и имущество, изъятое в ходе проверок по сообщениям о преступлениях, предварительного расследования либо при производстве по делам об административных правонарушениях, когда в отношении него не принято процессуального решения. Одновременно предлагается исключить конкретизацию субъекта преступления, тогда как в действующем уголовном законе таковым признаётся лицо, которому вверено соответствующее имущество, либо служащий кредитной организации, совершивший банковские операции с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест.
В части второй статьи 312 УК РФ также предлагается расширить предмет преступления и отнести к нему имущество, подлежащее конфискации на основании не только приговора суда, как это предусмотрено в настоящее время, но и постановления по делу об административном правонарушении. При этом предлагается признать уголовно наказуемым любое уклонение от исполнения данного постановления.
Следует отметить, что подавляющее большинство действий, указанных в диспозициях частей первой и второй статьи 312 УК РФ в предлагаемой редакции, в настоящее время охватываются этой же или другими действующими уголовно-правовыми нормами, например, статьями 160, 285 или 286 УК РФ. По действующему уголовному закону ответственность за незаконные действия с имуществом, подвергнутом описи, аресту или подлежащем конфискации, несут лица, использующие свои служебные полномочия и (или) определённый процессуальный статус, что позволяет этим лицам получить доступ к предмету посягательства, вверяемого им. К их числу относятся и лица, осуществляющие производство проверки сообщений о преступлениях, предварительного расследования, а также производство по делам об административных правонарушениях. По указанной причине реализация предложений, содержащихся в законопроекте, может привести к необоснованной конкуренции статьи 312 УК РФ и других уголовно-правовых норм.
Предлагаемые изменения статьи 312 УК РФ выходят за рамки охраны общественных отношений, регулируемых Федеральным законом "О лотереях", и нуждаются в аргументации, основанной на результатах комплексных уголовно-правовых и криминологических исследований, сведения о которых в пояснительной записке отсутствуют.
С учетом изложенного законопроект в представленной редакции не поддерживается.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.