Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 13 апреля 2016 г. N 3.9-116/3
по проекту федерального закона N 891333-6 "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
(о дополнении случаев заключения договоров в отношении государственного (муниципального) имущества без проведения конкурсов (аукционов)),
внесенному Архангельским областным Собранием депутатов
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел в качестве комитета-соисполнителя проект федерального закона N 891333-6 "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - проект) и отмечает следующее.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" заключение в отношении не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственного и муниципального имущества договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования таким имуществом, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения указанных договоров. Упомянутой статьей также установлен закрытый перечень случаев, когда указанные права на публичное имущество могут быть предоставлены определенным категориям лиц без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Проектом предлагается расширить перечень лиц, имеющих право на заключение договоров на внеконкурсной основе в отношении государственного (муниципального) имущества, распространив действие закона также на лиц, с которыми заключен гражданско-правовой договор по результатам торгов, проведенных в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и если предоставление указанных прав предусмотрено конкурсной документацией для целей исполнения этого гражданско-правового договора.
Комитет по вопросам собственности не поддерживает концепцию проекта по следующим основаниям.
Во-первых, предложенный подход противоречит фундаментальным принципам гласности, прозрачности и обеспечения конкуренции, которые обязаны соблюдаться при проведении торгов и заключении подобного рода договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Во-вторых, Комитет не поддерживает предоставление дополнительных преференций в увязке с нормами Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который в существующем виде доказал свою полную несостоятельность и, по мнению Федеральной антимонопольной службы и Счетной палаты РФ, на сегодняшний день он фактически является вспомогательным инструментом для уклонения от исполнения Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе". "Благодаря" этому закону более 90 процентов закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в настоящее время проводятся у единственного поставщика, поскольку закон предоставляет заказчику очень широкие полномочия в плане формирования условий участия в конкурсе, под которые очень просто можно подвести любого участника и тем самым обеспечить заключение государственного контракта с заранее определенным лицом. Если же согласно рассматриваемому проекту такому победителю будет еще дополнительно предоставлено право на внеконкурсное заключение договоров в отношении государственного (муниципального) имущества, то, по мнению Комитета, в аспекте возможных злоупотреблений подобная новелла представляется неприемлемой.
В-третьих, если же предположить, что как следует из пояснительной записки в проекте имеется в виду возможность заключения таких договоров с государственными и муниципальными автономными учреждениями, то согласно пункту 3 части 1 статьи 17.1 упомянутого Федерального закона, государственное и муниципальное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть предоставлено без проведения торгов государственным и муниципальным учреждениям, а следовательно, государственным и муниципальным автономным учреждениям, в связи с чем предложенная проектом норма является избыточной.
С учетом вышеизложенного Комитет по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 891333-6 "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.