Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 28 июня 2016 г. N 3.8-03/1557
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 15 июня 2016 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 27 января 2016 года и принят 23 марта 2016 года в первом чтении, 10 июня 2016 года во втором чтении и 15 июня 2016 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членом Совета Федерации О.В. Цепкиным в Государственную Думу направлялись две поправки, которые отклонены.
Федеральным законом вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающие усиление ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Статьей 1 Федерального закона вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Нарушения по выплате заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, выделяются в отдельный состав административных правонарушений (часть 6 статьи 5.27). Санкция за такие правонарушения устанавливается в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Кроме того, изменениями в КоАП ужесточаются санкции в отношении лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичные правонарушения (часть 7 статьи 5.27): в качестве санкции устанавливается административный штраф на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (в настоящее время - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей), на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (в настоящее время - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей), для юридических лиц, - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (в настоящее время - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей).
Статьей 2 Федерального закона вносится ряд изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Устанавливается дополнительная обязанность работодателя выплачивать заработную плату не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (часть шестая статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации).
Изменения, вносимые в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривают увеличение размера денежной компенсации работникам за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику с одной трехсотой ставки рефинансирования до одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При этом в случае неполной выплаты в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Статья 360 Трудового кодекса Российской Федерации дополняется нормой, позволяющей государственным инспекторам труда проводить внеплановые проверки работодателей в случае невыплаты или неполной выплаты работникам заработной платы либо установления им заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Новая часть вторая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации дает право работнику обращаться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других причитающихся ему выплат в течение одного года со дня установленного срока выплаты заработной платы, в том числе при его увольнении.
Статьей 3 Федерального закона статья 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополняется новой частью шестой.3, предоставляющей работникам возможность подавать иск о восстановлении своих трудовых прав не только по месту нахождения ответчика (работодателя) или по месту исполнения трудового договора, как это возможно в настоящее время, но и по месту жительства работника.
Федеральный закон направлен на стимулирование работодателя к своевременной выплате работникам заработной выплаты в полном объеме и в размере, не ниже предусмотренного в соответствии с трудовым законодательством, и его принятие будет способствовать реализации конституционного права трудящихся на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.
Федеральный закон вступает в силу в соответствии с его статьей 4 по истечении девяносто дней после дня его официального опубликования.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральным законом регулируются вопросы, которые в соответствии с пунктом "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, а также вопросы, которые в соответствии с пунктами "б" (защита прав и свобод человека и гражданина) и "к" (административное, административно-процессуальное, трудовое законодательство) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (соисполнитель) рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.