Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1187187-6 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Досье на проект федерального закона
Разработка настоящего законопроекта продиктована текущей экономико-политической ситуацией в Российской Федерации, а также современными тенденциями развития рынка программного обеспечения (ПО) в мировом информационном пространстве. Правовой вакуум в сфере интеллектуальных технологий (ИТ) в РФ делает этот сектор экономики лишенным должной правовой поддержки. Одним из первых шагов в этом направлении должно стать введение нового понятийного аппарата, способного оперировать ИТ - терминологией в правовом поле.
В последние десятилетия сфера программного обеспечения становится одной из приоритетных, она является связующим звеном в различных отраслях экономики и промышленности.
Международная обстановка вынудила российский государственный и частный сектор обратиться в сторону отечественных импортозамещающих товаров, работ и услуг. Эта тенденция активно прослеживается и в сфере ИТ.
Принятие 29.06.2015 г. Федерального закона N 188-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" о предоставлении льгот российскому программному обеспечению в рамках госзакупок стало первым этапом в реализации программы импортозамещения и поддержки отечественных разработчиков ПО. Однако, его действие не решает в полной мере существующей проблемы с использованием как проприетарного (закрытого), так и свободного ПО в России.
Настоящим законопроектом предлагается закрепить сложившуюся как в мировой практике, так и в отечественных документах по стандартизации терминологию: проприетарное (закрытое) программное обеспечение (ППО) и свободное программное обеспечение (СПО) как два антипода правового и технологического существования ПО. Соответствующие поправки вносятся в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Согласно нормам Главы 70 Гражданского кодекса РФ, программный продукт и его исходный код охраняются авторским правом, которое дает право авторам и правообладателю ограничивать изменение, распространение и способы использования программы, даже если код программы опубликован (т.е. является открытым). Любые изменения такого программного кода, включая исправление ошибок в коде, преследуются по закону как нарушение авторских прав, что делает использование продукта, пусть даже созданного на базе открытого кода, закрытым.
Практика использования проприетарных схем в сфере ПО, прежде всего, со стороны зарубежных компаний, наносит серьезный ущерб отечественной экономике и противоречит стратегии импортозамещения.
Свободное программное обеспечение (СПО), как и проприетарное, имеет лицензию, но эта лицензия, называемая свободной, передает покупателю право на изменение, распространение и выбор способа использования программного продукта пользователем.
Мировой опыт использования СПО позволяет утверждать, что с его помощью эффективно решаются следующие задачи:
- стимулирование развития национальной отрасли разработки ПО;
- обеспечение высокого уровня технологической независимости от иностранных разработчиков ПО, работающих по схемам ППО;
- уменьшение числа нарушений, связанных с правовой защитой компьютерных программ.
Среди причин, побуждающих правительства зарубежных государств обращаться к свободному ПО в поисках эффективных решений государственных ИТ проблем, выделяются: повышение эффективности затрат, снижение зависимости национальных информационных инфраструктур от отдельных корпораций (в особенности, зарубежных). Например, МВД Германии, заключившее сделку по поставке систем на основе Linux, подчеркивает такие мотивы, как снижение затрат, повышение безопасности национальных сетей и снижение (экономической) зависимости от одного поставщика. В США также оказываются всяческие преференции в пользу более широкого применения свободного ПО на государственном уровне. С ноября 2003 года в федеральных судах США используют Linux для управления делами, финансового и бухгалтерского учета, предварительного рассмотрения дел и других административных задач. Министерство обороны США создало для себя операционную систему (ОС) и приложения по модели разработки свободного ПО (часть ПО - свободное, часть - распространяется свободно только среди организаций-партнеров). С февраля 2004 года правительство Франции по проекту проект ADELE перевело большую часть настольных компьютеров в государственных ведомствах на программное обеспечение с открытым исходным кодом.
Государственная поддержка сообщества разработчиков СПО успешно применяется и в Китае. Правительственные проекты по поддержке и развитию СПО успешно реализуются в Великобритании, Франции, Норвегии, Корее, Испании и других странах. Таким образом, тенденция увеличения роли СПО в российском ИТ-секторе отражают общемировую направленность.
Тем не менее, предлагаемое данным законопроектом закрепление понятийного аппарата для упрочения статуса СПО в РФ само по себе является недостаточным, необходима более детальная регламентация. Принятие данного проекта закона в комплексе с проектом федерального закона "Об особенностях закупок проприетарного (закрытого) и свободного программного обеспечения" должно способствовать дальнейшему развитию отечественного рынка программных продуктов и передовых технологий, а также укреплению информационной безопасности Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.