Досье на проект федерального закона
Проектом настоящего федерального закона предлагается качественно иной подход в регулировании порядка оплаты труда путем установления почасового минимального размера оплаты труда. Законопроектом предлагается установить минимальную почасовую оплату труда в размере 100 рублей в час. Установление повышающих коэффициентов по территориальному, отраслевому и профессиональному критериям регулируется соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
При этом вышеуказанный почасовой минимальный размер оплаты труда применяется только для исчисления оплаты труда работника. Применение минимального почасового размера оплаты труда для других целей не допускается. В частности, при определении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования будет применяться ежемесячный минимальный размер оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Кроме того, с целью недопустимости нивелирования предоставляемых настоящим проектом федерального закона гарантий работникам устанавливается обязанность работодателей по ежегодной индексации заработных плат работников в размере не ниже прогнозируемого уровня инфляции.
Стоит отметить, что доля внутреннего валового продукта в Российской Федерации, приходящаяся на заработную плату, составляет 25 процентов, тогда как в некоторых странах, например, Франция, Швеция, Германия этот показатель достигает 35-55 процентов. Данный фактор негативно влияет на экономическую активность населения и состояние экономики в целом, не позволяя поддерживать потребительский спрос на должном уровне.
Что касается конкретных минимальных размеров оплаты труда в различных странах, то в ряде случаев они в разы превышают установленный в настоящий момент минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации (6 204 рубля). Говоря о международных стандартах оплаты труда, стоит упомянуть, что Международным бюро труда было установлено, что минимальный размер почасовой оплаты труда не может быть менее трех долларов США.
Так, например, в Германии, Хорватии, Словении, Испании уровень оплаты труда варьируется от 5 до 18,7 евро в час. В США, Канаде, Австралии, Японии также уже давно труд оценивают по отработанным часам.
По данным Евростата, несмотря на финансовый кризис, средняя почасовая оплата труда в ЕС с 2008 по 2012 год выросла на 8,6 процентов. Самый высокий уровень оплаты труда в 2013 году был зафиксирован в Швеции (39 евро в час) и Дании (38,1 евро в час), самый низкий показатель из европейских стран - в Болгарии (3,7 евро) и Румынии (4,4 евро). В среднем же стоимость одного часа труда в странах ЕС составляет 23,1 евро, а в странах еврозоны - 27,6 евро. В США минимальная почасовая оплата труда удерживается на уровне 7 долларов (в 13 штатах утвержден более высокий уровень - 8,5 доллара). Еще в 2013 году среднестатистическая ставка почасовой оплаты в Соединенных Штатах выросла до 24,01 доллара.
Индексация заработной платы согласно действующему трудовому законодательству является одной из основных гарантий работника, позволяющей рассчитывать последнему на реальное увеличение его денежного содержания. В связи с этим второй новеллой законопроекта является установление обязанности работодателя по ежегодной индексации заработной платы работникам в размере не ниже прогнозируемого уровня инфляции.
Предлагаемые законопроектом меры являются обоснованными и призваны устранить действующую несправедливость в отношении граждан, более 20 миллионов которых уже находятся за чертой бедности.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления минимального почасового размера оплаты труда, а также установления минимального размера оплаты труда, применяемого для целей обязательного социального страхования, не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации"
Предлагаемое введение почасовой оплаты труда в Российской Федерации до минимально допустимого уровня в 100 рублей потребует увеличения в федеральном бюджете 2017 года средств, направляемых на выплату заработной платы работникам организаций федеральной формы собственности.
Согласно расчетам Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации увеличение почасовой оплаты труда до 100 рублей соответствует заработной плате в 16 500 рублей в месяц.
С учетом общей численности работников бюджетных учреждений федеральной формы собственности, имеющих почасовую оплату труда менее 100 рублей, для увеличения их денежного содержания до вышеуказанной суммы из федерального бюджета потребуется дополнительное выделение 231 миллиарда рублей.
Максимальный общий дополнительный объем требуемых ресурсов федерального бюджета составит 249,7 миллиардов рублей.
В случае недостаточности средств в федеральном бюджете для введения предлагаемой почасовой оплаты труда, начиная с 2017 года могут быть задействованы средства Фонда национального благосостояния.
Соответствующие дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации могут быть внесены при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2017 год.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления минимального почасового размера оплаты труда, а также установления минимального размера оплаты труда, применяемого для целей обязательного социального страхования, не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации"
Принятие данного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.