Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 386-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, а также осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования государственными организациями"
Досье на проект федерального закона
Система здравоохранения в нашей стране с каждым годом ее реформирования выявляет все больше структурных недоработок, негативным образом отражающихся на качестве оказываемой медицинской помощи гражданам.
Несовершенство этой системы подтверждается как внутренним отношением граждан к здравоохранению, когда в результате социологических опросов меньше 0,1 процента жителей нашей страны могли бы назвать наше здравоохранение предметом гордости, так и внешними факторами: в различных рейтингах уровня развития здравоохранения стран мира, Россия, к сожалению, стабильно занимает последние места.
Уже на протяжении многих лет Правительство России ежегодно снижает расходы федерального бюджета на здравоохранение, перекладывая бремя содержания важнейшей, ключевой отрасли для любой страны на плечи субъектов Российской Федерации и самих граждан.
Безусловно, такая система не может быть эффективной, что она неоднократно продемонстрировала и продолжает демонстрировать. Можно перечислять десятки и сотни печальных примеров нехватки лекарств, отсутствия поликлиник, дефицита койко-мест, автомобилей скорой медицинской помощи, отсутствия средств на высокотехнологичную медицину и достойный уровень оплаты труда работников сферы здравоохранения, возрастающая смертность по многим видам болезней и т.д.
Государственные расходы на здравоохранение уже в течение четырех лет растут вдвое медленнее, чем частные расходы населения.
Мировой опыт расходов на здравоохранение показывает, что в Англии в расчете на одного человека тратится $ 5000, в США - больше $ 8000, Польша тратит в полтора раза больше, чем Россия; Мальта тратит в четыре раза больше на здравоохранение, чем Россия, Коста-Рика тратит на здравоохранение в 1,3 раза больше, чем Российская Федерация.
В среднем же Россия тратит на здравоохранение в три раза меньше, чем страны т.н. "большой семерки" (3,5-3,7% ВВП в России к 7,9% в США, Франции, Великобритании, Канаде, Японии).
Динамика расходов относительно последних четырех лет более чем неутешительна: в период с 2012 до 2016 годы расходы на здравоохранение в нашей стране сократились более чем на 20 процентов.
В докладе Государственному совету Российской Федерации 2015 года Министром здравоохранения России Скворцовой было заявлено, что дефицит финансирования государственных гарантий в сфере здравоохранения составлял в 2013 году 120,5 млрд. рублей, в 2015 году - 140 млрд., а к 2018 году вырастет до 754 млрд. рублей.
Очевидно, что действующая система здравоохранения, допускающая в систему обязательного медицинского страхования частные компании и снижение уровня государственных гарантий, обеспеченных бюджетными средствами, не прижилась в нашей стране. Такую систему необходимо менять.
Средства федерального бюджета, выделяемые на здравоохранение, должны быть увеличены. Население нашей страны должно иметь возможность получать качественную бесплатную медицинскую помощь, а частные страховые компании, наживающиеся на действующей системе здравоохранения должны исчезнуть.
Одной из основных идей законопроекта является закрепление принципа безвозмездного получения любого вида медицинской помощи для всех граждан нашей страны.
В этих целях проектом федерального закона предусматривается введение дополнительной программы обязательного медицинского страхования наряду с имеющейся в настоящей момент базовой программой, которая будет включать в себя все виды медицинской помощи, не включенные в базовую программу.
При этом расходы, осуществляемые в рамках данной дополнительной программы и территориальных дополнительных программ, реализуемых в каждом субъекте Российской Федерации, будут полностью осуществляться за счет ассигнований федерального бюджета Российской Федерации.
Таким образом, все граждане нашей страны будут иметь доступ к любому виду медицинской помощи на безвозмездной основе.
Второй ключевой новеллой настоящего проекта федерального закона является осуществление страховой медицинской деятельности только страховыми медицинскими организациями с преобладающей долей (вкладом) государства в уставном капитале.
Таким образом, граждане нашей страны будут уверены в том, что медицинская помощь гарантированно будет им оказана, а рынок медицинских страховых услуг перейдет в руки государства, что является необходимым и своевременным шагом, направленным на наведение порядка, стабильности и прозрачности при осуществлении данного вида деятельности.
Реализация проектируемых законопроектом мер потребует выделения дополнительных расходов из федерального бюджета на здравоохранение в 2017 году в размере 900 миллиардов рублей, что приблизительно соответствует 7% от общего объема расходов федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, а также осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования государственными организациями"
Реализация положений настоящего федерального закона потребует выделения дополнительных ассигнований из средств федерального бюджета в 2017 году в размере 900 млрд. рублей, что приблизительно составляет 7% от общих расходов федерального бюджета.
Указанные средства необходимо предусмотреть при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2017 год.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, а также осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования государственными организациями"
Принятие федерального закона потребует от Правительства Российской Федерации:
1) внесения изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, дополнив её необходимыми положениями в связи с введением дополнительной программы обязательного медицинского страхования и территориальных дополнительных программ обязательного медицинского страхования;
2) утверждения порядка реализации мер, направленных на исключение деятельности частных организаций в сфере обязательного медицинского страхования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.