Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 948-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Жилищный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив (далее - ТСЖ, ЖК).
Вместе с тем в ЖК РФ статус должностных лиц за членами правлений и председателями правлений ТСЖ, ЖК не закреплен, что на практике не позволяет привлекать их к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. В связи с этим к административной ответственности привлекаются ТСЖ, ЖК как юридические лица.
Так, в соответствии с пунктом 3.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение об управлении жилым домом ТСЖ либо ЖК, субъектами ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 "Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), будут являться соответственно ТСЖ либо ЖК как лица, на которые возложены функции по управлению этим домом.
Также ТСЖ, ЖК привлекаются к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.23, частями 4 и 5 статьи 9.16, частями 1, 2 и 4 статьи 13.19.1, статьей 13.19.2, частью 1 статьи 19.5, частями 1 - 6.1 и 8 статьи 20.4 КоАП РФ.
Максимальные размеры административных штрафов, предусмотренных вышеуказанными статьями КоАП РФ для ТСЖ, ЖК как для юридических лиц, составляют от 10 000 до 400 000 рублей.
Необходимо отметить, что основным источником доходов ТСЖ, ЖК являются денежные поступления от собственников помещений в многоквартирных домах в виде платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, в случае привлечения ТСЖ, ЖК к административной ответственности наложенный административный штраф уплачивается за счет средств, собираемых с собственников помещений в многоквартирных домах, что не позволяет в должной степени стимулировать ТСЖ, ЖК к соблюдению требований, предъявляемых к их деятельности, и снижает влияние административного наказания на предупреждение административных правонарушений.
Настоящим законопроектом предлагается установить, что председатели правлений ТСЖ, ЖК, а также члены правлений ТСЖ, ЖК являются должностными лицами ТСЖ, ЖК соответственно и также подлежат административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 7.22, 7.23, частями 4 и 5 статьи 9.16, частями 1, 2 и 4 статьи 13.19.1, статьей 13.19.2, частью 1 статьи 19.5, частями 1 - 6.1 и 8 статьи 20.4 КоАП РФ.
Введение подобного регулирования позволит привлекать к административной ответственности конкретных лиц, виновных в ненадлежащем управлении многоквартирным домом, его содержании и эксплуатации, предоставлении коммунальных услуг.
Также проектом федерального закона предлагается внести изменения в ЖК РФ, касающиеся уточнения статуса председателей правлений ТСЖ, ЖК, а также членов правлений ТСЖ, ЖК как должностных лиц.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует внесения изменений, признания утратившими силу, приостановления или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.