Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 403-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в целях повышения уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В современном мире процессы роста продолжительности жизни и снижения рождаемости ведут к закономерному старению населения. Перед разными государствами возникают общие проблемы обеспечения нормальной жизни для людей, вышедших из трудоспособного возраста, обеспечения достойной старости для своих граждан.
Согласно глобальному индексу Age Watch Россия в 2015 году заняла 65 место из 96 стран по уровню социального и экономического благополучия пожилых людей. При этом Беларусь, ВВП на душу населения которой в 2015 году был в полтора раза меньше чем у России, заняла 64 позицию, а, например, Венгрия, у которой ВВП на душу населения такой же как у России - 39 место. В сравнении со станами БРИКС положение России по индексу AgeWatch выглядит следующим образом: Китай (52), Бразилия (56), Россия (65), Индия (71), ЮАР (78).
Необходимо предпринять решительные меры для улучшения жизни пожилых людей. Старость должна перестать ассоциироваться с бедностью и лишениями.
Центральное место в вопросах обеспечения достойного уровня жизни пожилых, в сокращении бедности и неравенства занимает эффективная и справедливая пенсионная система, ее задача помочь человеку после выхода на заслуженную пенсию вести достойную и полноценную жизнь.
Согласно предложенному законопроекту каждому пенсионеру, которому назначена страховая пенсия по старости, раз в год в декабре месяце будет выплачиваться дополнительная страховая пенсия по старости (так называемая "тринадцатая пенсия").
Указанное нововведение направлено на поддержку одной из наименее социально защищенных категорий наших сограждан - пенсионеров.
Установление дополнительной страховой пенсии по старости позволит повысить уровень благосостояния граждан данной категории, будет способствовать восстановлению социальной справедливости в отношении лиц, всю жизнь проработавших в интересах развития страны.
Кроме того, предложенные поправки предусматривают также двукратное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70 лет (а не 80 лет - как в действующей редакции закона).
Принятие указанных изменений позволит повысить социальную ответственность государства по отношению к лицам, детство и юность которых проходило в крайне тяжелых условиях, связанных с Великой Отечественной войной и последующим восстановлением народного хозяйства.
Согласно предложенному законопроекту в периоды, засчитываемые в страховой стаж, дополнительно будет включено время получения среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения граждан, обучавшихся и окончивших государственные или муниципальные образовательные организации.
Время ухода одного из родителей за каждым ребенком, которое засчитывается в страховой стаж, будет увеличено с полутора лет до трех.
Все указанные меры буду стимулировать повышение общего уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации в интересах граждан старшего возраста
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в целях повышения уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации"
Законопроектом предлагается каждому пенсионеру, которому назначена страховая пенсия по старости, раз в год в декабре месяце выплачивать дополнительную страховую пенсию по старости (так называемая "тринадцатая пенсия") в размере страховой пенсии по старости соответствующего лица.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2016 г. число пенсионеров, получающих пенсию по старости, составляет 35 млн. 555 тыс. человек, при этом средняя пенсия по старости составляет 12830,4 руб. Таким образом, реализация законопроекта в части выплаты "тринадцатой пенсии" потребует порядка 456 млрд. 184 млн. 872 тыс. руб.
Численность населения на 1 января 2016 г. в возрасте от 70 до 79 лет включительно составляет 8 млн. 556 тыс. 564 человека, соответственно реализация положений законопроекта о двукратном увеличении фиксированной выплаты (согласно законодательству фиксированная выплата составляет 3935 р.) к страховой пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70 лет (сейчас такую доплату получают пенсионеры старше 80 лет), потребует дополнительных расходов в размере порядка 33 млрд. 670 млн. руб.
В связи с тем, что законопроект вступает в силу с 1 января 2017 г. соответствующие расходы будут предусмотрены в ходе работы над законом о федеральном бюджете.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в целях повышения уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации"
Принятие данного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.