Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1102471-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части установления ответственности оператора связи),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроект предусматривает дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей 13.32, устанавливающей административную ответственность за неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанности по ограничению и возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
За указанные действия (бездействие) предлагается установить административное наказание в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.32 Кодекса, предлагается отнести к подведомственности судей (часть 1 статьи 23.1). Правом составлять протоколы об административных правонарушениях предлагается наделить должностных лиц органов Роскомнадзора (пункт 58 части 2 статьи 28.3).
Обязанность операторов связи, оказывающих услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по ограничению и возобновлению доступа к информации, а также порядок ее выполнения установлены соответственно пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" и статьями 15.1 - 15.4 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Во исполнение указанных положений федеральных законов постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года N 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Целью установления указанной обязанности является ограничение доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что в настоящее время за неисполнение рассматриваемой обязанности виновные лица привлекаются к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), поскольку специальная норма об административной ответственности за рассматриваемое нарушение в Кодексе отсутствует, а обязанности по ограничению и возобновлению доступа являются частью лицензионных требований, которые обязаны выполнять операторы связи.
Приведенные в пояснительной записке данные правоприменительной практики указывают на то, что органы Роскомнадзора в 2015 году составили в отношении операторов связи 501 протокол об административных правонарушениях за неисполнение ими обязанности по ограничению доступа к сайтам в сети "Интернет". Арбитражными судами было принято 488 решений об удовлетворении требований Роскомнадзора и привлечении операторов связи к административной ответственности.
В то же время, по мнению Правительства Российской Федерации имеющиеся санкции (предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей) являются недостаточными.
Комитет поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта направленную на установление административной ответственности за рассматриваемое деяние в самостоятельной норме.
Вместе с тем, отдельные положения законопроекта требуют уточнения.
Так, для обеспечения более строгого соответствия проектируемой правовой нормы критериям точности, недвусмысленности и формальной определенности, в диспозиции предлагаемой статьи 13.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представляется уместным отразить цель установления обязанности по ограничению и возобновлению доступа, а именно - ограничение доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом предлагаемые санкции могут быть уточнены с учетом данных правоприменительной практики, указывающих на отсутствие необходимого воздействия имеющихся мер на правонарушителей (рост или стабильно высокое число нарушений, высокое число рецидивов).
Следует также отметить, что дополнение Кодекса статьей 13.32 уже предусмотрено Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 208-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2017 года, в связи с чем номер предлагаемой к включению в Кодекс статьи следует изменить.
Вместе с тем, высказанные по содержанию отдельных положений законопроекта не носят концептуального характера и могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению его Государственной Думой во втором чтении.
Комитет поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству 6 октября 2016 года.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.