Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 5198-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за преступления в сфере государственного оборонного заказа"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за преступления в сфере государственного оборонного заказа" (далее - законопроект) предусматривает внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК), направленных на противодействие нецелевому расходованию денежных средств, предусмотренных в рамках государственного оборонного заказа.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации обеспечивают головной исполнитель и исполнители. Таковыми являются коммерческие и иные организации - юридические лица, заключившие с государственным заказчиком государственный контракт (контракт) по государственному оборонному заказу, а также лица, входящие в кооперацию головного исполнителя и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем, в том числе и индивидуальные предприниматели.
Практика показывает, что нередки случаи, когда финансовые средства, полученные таким хозяйствующим субъектам на выполнение государственного оборонного заказа, их руководителями расходуются не по целевому назначению, хотя бы даже в интересах этих организаций. Тем самым, создаются условия для неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного оборонного заказа, однако головной исполнитель заказа, сам являющийся коммерческой организацией, не во всех случаях усматривает причинение существенного вреда своим интересам, а также интересам общества или государства. Это приводит к тому, что уголовные дела по статье 201 "Злоупотребление полномочиями" УК возбуждаются крайне редко, поскольку органы предварительного следствия не находят в деяниях руководителей коммерческих организации всех признаков состава преступления, предусмотренного данной статьей.
Не являясь в соответствии с примечанием 1 к статье 285 УК должностными лицами, руководители коммерческих организаций (хозяйствующих субъектов) за названные деяния не подлежат ответственности и по статье 285.1 "Нецелевое расходование бюджетных средств" УК.
Исполнителями государственного оборонного заказа могут выступать не являющиеся коммерческой организацией казенные учреждения. Но в этом качестве они не признаются получателями бюджетных средств, хотя в принципе согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенные учреждения указаны в числе получателей бюджетных средств. Поэтому в настоящее время руководители казенных учреждений - исполнителей государственного оборонного заказа также не могут нести ответственности по статье 285.1 УК.
Законопроект разрешает данную ситуацию, вводя специальный состав преступления - расходование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, являющейся головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, а равно индивидуальным предпринимателем - исполнителем по государственному оборонному заказу финансовых средств, предназначенных для выполнения заданий государственного оборонного заказа на цели, не связанные с их выполнением, совершенное в крупном размере (статья 201.1 УК) в редакции законопроекта.
Наряду с этим законопроектом предлагается установить повышенную уголовную ответственность за расходование бюджетных средств должностным лицом государственного заказчика государственного оборонного заказа на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, предназначенных для выполнения заданий государственного оборонного заказа, совершенное в крупном размере (проектируемая часть третья статьи 285.1 УК).
Квалифицированные составы статей 201.1 и 285.1 УК (в редакции законопроекта) сконструированы аналогичным образом. Так, в части второй статьи 201.1 и в части четвертой статьи 285.1 УК установлена ответственность за совершение соответствующего деяния группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.
Расследование преступлений, предусмотренных статьей 201.1 УК, предлагается возложить на следователей Следственного комитета Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, а преступлений, предусмотренных частями третьей и четвертой статьи 285.1 УК, - на следователей ФСБ России и Следственного комитета Российской Федерации.
Принятие федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за преступления в сфере государственного оборонного заказа"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за преступления в сфере государственного оборонного заказа", может быть осуществлена в пределах установленной Президентом Российской Федерации численности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере закрепленных полномочий и функций.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за преступления в сфере государственного оборонного заказа"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за преступления в сфере государственного оборонного заказа" не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за преступления в сфере государственного оборонного заказа"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за преступления в сфере государственного оборонного заказа" не потребует принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.