Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях усиления ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр и направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия незаконной деятельности, связанной с организацией и проведением азартных игр.
Федеральным законом от 20 июля 2011 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дополнены статьями, предусматривающими соответственно уголовную и административную ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр. Более того, Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 430-ФЗ "О внесении изменений в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 14.1.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" составы указанных статьей были уточнены.
Вместе с тем вопреки принятым федеральным законодателем в последние годы мерам, которые препятствуют всеобъемлющему распространению нелегальной игорной деятельности, проблема повышения эффективности борьбы с незаконными организацией и проведением азартных игр остается актуальной.
Для полного искоренения подобных противоправных явлений принятых мер, безусловно, недостаточно.
Несмотря на активную работу правоохранительных органов в данном направлении, количество открывающихся незаконных игорных заведений растет.
За 12 месяцев 2015 года в Республике Татарстан проведена 291 проверка объектов игорного бизнеса, в ходе которых изъято 5 978 единиц различного игрового оборудования. Выявлено 32 правонарушения по ст. 14.1.1 КоАП РФ. Наложено штрафов на сумму 60 600 рублей.
В ходе проверок не всегда удается выявить и задокументировать факт проведения азартных игр, провести проверочную закупку, так как при возникновении подозрений на проверку игра прекращается. Но игровое оборудование, находящееся в помещении, свидетельствует о происходившем.
Как показывает следственно-судебная практика, одного факта обнаружения игрового оборудования недостаточно, так как игровое оборудование не изъято из гражданского оборота и его можно на законных основаниях производить, хранить, реализовывать.
Подобная ситуация имела место примерно в 2/3 случаях из 243 проверок, проведенных в республике по состоянию на 12 сентября 2015 года, в ходе которых изъято 4 676 единиц различного игрового оборудования.
По действующему законодательству производство, хранение, реализация игрового оборудования (устройств или приспособлений, используемых для проведения азартных игр) ни состава административного правонарушения, ни состава преступления не образуют. Соответственно, имеющийся пробел фактически позволяет лицам, причастными к незаконному игорному бизнесу, избегать наказания.
Учитывая изложенное, в целях совершенствования законодательства по противодействию незаконной игорной деятельности, а также на основании анализа материалов правоохранительных органов, экспертных оценок и правоприменительной практики законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", дополнив перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, деятельностью по производству, хранению и реализации игрового оборудования (устройств или приспособлений, используемых для проведения азартных игр).
В Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) предлагается внести изменения путем отнесения к государственному регулированию выдачи лицензий на осуществление деятельности по производству, хранению и реализации игрового оборудования (устройств или приспособлений, используемых для проведения азартных игр).
В развитие вышепредлагаемых изменений законопроектом предусмотрено введение административной ответственности для юридических лиц за: производство, хранение, реализацию игрового оборудования (устройств или приспособлений, используемых для проведения азартных игр) без специального разрешения (лицензии); производство, хранение, реализацию игрового оборудования (устройств или приспособлений, используемых для проведения азартных игр) с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Настоящий проект федерального закона вносится одновременно с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", которым УК РФ предлагается дополнить статьей 171.3, устанавливающей уголовную ответственность за производство, хранение, реализацию игрового оборудования (устройств или приспособлений, используемых для проведения азартных игр) без специального разрешения (лицензии), в т.ч. за деяния, если они совершены организованной группой; сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере; совершены лицом с использованием своего служебного положения.
Важным условием существования незаконно организованных игорных заведений является наличие посетителей, без которых данный вид деятельности был бы убыточен. Как показывает практика, в большинство из ликвидированных незаконно организованных игорных заведений не было свободного доступа, их местонахождение конспирировалось, действовал жесткий фейсконтроль, система видеонаблюдения и охрана. Соответственно посетители по своей инициативе находились в данных заведениях и осознавали незаконность проводимых мероприятий, следовательно, данные лица нарушали законодательство. Но привлечь их за это к административной ответственности не представлялось возможным ввиду отсутствия таковой.
В связи с этим законопроектом предлагается установить ответственность за участие в азартных играх с использованием игрового оборудования вне игорной зоны (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи.
Указанные нововведения направлены на пресечение незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации вне игорных зон.
В ходе мероприятий по реализации положений Федерального закона N 244-ФЗ правоохранительные органы получают сведения о собственниках, которые предоставляют помещения организаторам незаконной игорной деятельности на основании договоров аренды либо субаренды.
Так как собственники помещений непосредственно не являются организаторами игорного бизнеса, к административной ответственности они не привлекаются, а за сдачу помещений, в которых проводится незаконная игорная деятельность, административная ответственность не предусмотрена.
Добросовестные владельцы помещений, предоставляя их в пользование другим лицам, должны обеспечить использование помещений в целях, не противоречащих действующему законодательству.
Пунктами 1 и 3 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков. Из этого следует, что арендодатель (собственник) контролирует использование имущества в соответствии с договором аренды.
В связи с этим законопроектом предлагается ввести административную ответственность за непринятие собственником или арендатором (субарендатором) помещения мер, повлекшее проведение в предоставленном в аренду помещении азартных игр вне игорной зоны (за исключением букмекерских контор и тотализаторов).
Эффективной превентивной мерой для противодействия незаконным организации и проведению азартных игр будет введение административной ответственности в виде наложения штрафа за вовлечение несовершеннолетних к участию в азартных играх, а также введение административной ответственности для родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет за участие последних в азартных играх.
Законопроектом также вносятся изменения в Федеральный закон N 244-ФЗ, корреспондирующие с предлагаемыми составами административных правонарушений.
Статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации о количестве правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 КоАП РФ, показывают следующее. За 2014 год в Республике Татарстан выявлено 2948 правонарушений (за 2013 год - 2006), в Нижегородской области - 331, Пермском крае - 771, Самарской области - 410.
За 9 месяцев 2015 года в Республике Татарстан выявлено 30 правонарушений, в Удмуртской Республике - 67, Пермском крае - 17. За указанный период в Центральном федеральном округе количество правонарушений данной категории составило 356, Северо-Кавказском - 116, Дальневосточном - 115, Приволжском -191.
Количество правонарушений, совершенных по статье 14.1.1 КоАП РФ, в Центральном федеральном округе в 2013 и 2014 годах составляло соответственно 2383 и 2095, в Приволжском федеральном округе за указанный период количество таких правонарушений составило соответственно 3536 и 5140, в Южном федеральном округе - 1386 и 2536 соответственно.
В целом по Российской Федерации количество выявленных правонарушений, совершенных по статье 14.1.1 КоАП РФ, составило в 2012 году 8633, в 2013 году - 11899, в 2014 году - 15766, за 9 месяцев 2015 года - 1016.
Данные свидетельствуют о росте вышеуказанных административных правонарушений и, соответственно, о недостаточной эффективности действующих составов.
Учитывая изложенное, принятие законопроекта будет способствовать противодействию незаконной деятельности, связанной с организацией и проведением азартных игр.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.