Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне от 12 октября 2016 г. N 1/2
по проекту федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год", внесенный Правительством Российской Федерации, в части расходов федерального бюджета за 2015 год по разделу "Национальная оборона", Комитет Государственной Думы по обороне отмечает.
Исполнение федерального бюджета в 2015 году в части расходов на национальную оборону осуществлялось в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 3 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (с изменениями) (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) и другими нормативными правовыми актами.
В Федеральный закон N 384-ФЗ в 2015 году трижды вносились изменения. Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Федеральный закон N 93-ФЗ) расходы федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" уменьшены на 166 119,2 млн. рублей, или на 0,05%, и составили 3 107 871,8 млн. рублей. Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 211-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Федеральный закон N 211-ФЗ) общий объем расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" увеличены на 174,3 млн. рублей. Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 329-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ) внесены изменения в основные характеристики федерального бюджета на 2015 год, в том числе изменен объем ВВП. По разделу "Национальная оборона" увеличены на 65 731,1 млн. рублей и составило 3 173 777,2 млн. рублей. На ряду с этим общие изменения расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона", по сравнению с началом 2015 года уменьшились на 100 213,8 млн. рублей, или на 3,1%.
Объемы расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона", утвержденные указанными федеральными законами, в 2015 году представлены в следующей таблице.
(млн. рублей) | ||||||||
Наименование |
Рз |
Утверждено Федеральным законом N 384-ФЗ |
Федеральный закон N 93-ФЗ |
Федеральный закон N 211-ФЗ |
Федеральный закон N 329-ФЗ |
Утверждено Федеральным законом N 384-ФЗ (с изменениям) |
Изменения |
|
гр. 7 - гр. 3 |
(гр.8/ гр 3) х 100% |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Национальная оборона |
02 |
3 273 991,0 |
- 166 119,2 |
174,3 |
65 731,1 |
3 173 777,2 |
-100 213,8 |
-3,1 |
Анализ внесенных изменений в Федеральный закон N 384-ФЗ показал следующее. Федеральными законами N 93-ФЗ, N 211-ФЗ и N 329-ФЗ изменения внесены по всем подразделам по разделу "Национальная оборона" классификации расходов, кроме подраздела 0206 "Ядерно-оружейный комплекс", изменения в который не вносились.
Сводной бюджетной росписью с учетом изменений расходы федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" установлены в сумме 3 187 849,0 млн. рублей, что на 14 071,8 млн. рублей, или на 0,4%, больше общего объема расходов федерального бюджета, установленного статьей 1 Федерального закона N 384-ФЗ (с изменениями).
Данные об изменениях федерального бюджета по разделам классификации расходов представлены в следующей таблице.
Разделы классификации расходов федерального бюджета |
Утверждено Федеральным законом от N 384-ФЗ (с изменениями) |
Сводная бюджетная роспись с учетом изменений |
Гр. 3 - гр. 2 |
Гр. 3/гр. 2 (в%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Национальная оборона |
3 173 777,2 |
3 187 849,0 |
14 071,8 |
100,4 |
Кассовые расходы федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" по сравнению с показателями сводной бюджетной росписи с учетом изменений недовыполнены на 6 482,5 млн. рублей, или на 0,2%.
Данные об исполнении кассовых расходов по сравнению с показателями, установленными Федеральным законом N 384-ФЗ (с изменениями) и сводной бюджетной росписью с учетом изменений по разделу "Национальная оборона", представлены в следующей таблице.
(млн. рублей) | |||||||||||
Наименование |
Рз |
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2014 |
Утверждено Федеральным законом от N 384-ФЗ (с изменениями) |
Роспись |
Сравнение показателей сводной бюджетной росписи с учетом изменений от показателей Федерального закона N 384-ФЗ (с изменениями) |
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2015 |
Кассовые расходы федерального бюджета в сравнении с |
||||
сумма (гр. 5 - гр. 4) |
% (гр. 6/ гр. 4 х 100) |
показателями Федерального закона N 384-ФЗ (с изменениями) |
показателями сводной бюджетной росписи с учетом изменений |
||||||||
сумма (гр. 4 - гр. 8) |
% (гр. 9/ гр. 4 х 100) |
сумма (гр. 5 - гр. 8) |
% (гр. 11/ гр. 5 х 100) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Национальная оборона |
02 |
2 479 074,0 |
3 173 777,2 |
3 187 849,0 |
14 071,8 |
0,4 |
3 181 366,5 |
-7 589,3 |
-0,2 |
6 482,5 |
0,2 |
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" составило 3 181 366,5 млн. рублей, или 99,8% показателя, установленного сводной бюджетной росписью с учетом изменений.
Госпрограмма "Обеспечение обороноспособности страны" до настоящего времени не утверждена. Расходы по разделу "Национальная оборона" на 92% осуществлялись по непрограммному направлению деятельности и соответственно на 8% в рамках программных направлений деятельности.
Исполнение расходов федерального бюджета в 2015 году по сравнению с законодательно утвержденными бюджетными ассигнованиями и показателями сводной бюджетной росписи с учетом изменений представлено в следующей таблице
млн. руб. | |||||||||
Наименование |
Рз |
Пр |
Утверждено |
Кассовое исполнение |
Неисполненные назначения показателей, предусмотренные сводной бюджетной росписью с учетом изменений |
% исполнения к: |
|||
Федеральным законом N 384-ФЗ (с изменениями) |
Сводной бюджетной росписью с учетом изменений |
Федеральному закону N 384-ФЗ (с изменениями) |
Сводной бюджетной росписи с учетом изменений |
Сводной бюджетной росписи с учетом изменений за 2014 год (справочно) |
|||||
Национальная оборона |
02 |
|
3 173 777,2 |
3 187 849,0 |
3 181 366,5 |
6 482,5 |
100,2 |
99,8 |
99,9 |
Вооруженные Силы |
02 |
01 |
2 464 721,9 |
2 434 871,9 |
2 432 904,7 |
1 967,2 |
98,7 |
99,9 |
100,0 |
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
02 |
03 |
6 355,5 |
6 369,1 |
6 295,6 |
73,5 |
99,1 |
98,8 |
99,4 |
Мобилизационная подготовка экономики |
02 |
04 |
4 675,5 |
4 375,5 |
4 020,2 |
355,3 |
86,0 |
91,9 |
97,7 |
Ядерно-оружейный комплекс |
02 |
06 |
42 020,6 |
44 385,4 |
44 385,4 |
0,0 |
105,6 |
100,0 |
100,0 |
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
02 |
07 |
9 708,3 |
10 164,1 |
10 325,1 |
-161,0 |
106,4 |
101,6 |
100,4 |
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
02 |
08 |
301 783,2 |
319 098,3 |
318 521,3 |
577,0 |
105,5 |
99,8 |
99,9 |
Другие вопросы в области национальной обороны |
02 |
09 |
344 512,2 |
368 584,8 |
364 914,3 |
3 670,5 |
105,9 |
99,0 |
99,3 |
Анализ исполнения расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов показал следующее.
Наиболее низкий уровень исполнения расходов образовался по подразделу 0204 "Мобилизационная подготовка экономики" - 91,9% показателя, установленного сводной бюджетной росписью с учетом изменений.
Наибольший объем неисполненных назначений, предусмотренных сводной бюджетной росписью с учетом изменений, установлен по подразделу 0209 "Другие вопросы в области национальной обороны" - 3 670,5 млн. рублей, или 1%.
Динамика расходов федерального бюджета на национальную оборону за 2013 - 2015 свидетельствует об их росте. Так, расходы в 2015 году увеличились на 28,3% по сравнению с расходами в 2014 году, в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 17,9%. При этом менялась структура расходов в сторону увеличения их доли на оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации вооружением, военной и специальной техникой и инвестиции.
Средства федерального бюджета направлялись на укрепление обороноспособности страны в основном на мероприятия, связанные с оптимизацией боевого состава и численности Вооруженных Сил Российской Федерации, социальной защищенностью личного состава (включая обеспечение жильем военнослужащих), поддержанием организаций оборонно-промышленного комплекса, транспортные и коммунальные расходы, содержание объектов инфраструктуры, вневойсковую подготовку и т.д.
В 2015 году Минфином России в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 Федерального закона N 384-ФЗ вносились изменения в сводную бюджетную роспись по перераспределению бюджетных ассигнований в объеме 1 800,0 млн. рублей, зарезервированных Минфину России по подразделу 0209 "Другие вопросы в области национальной обороны", на увеличение расходов Минобороны России, связанных с поставкой продукции в рамках выполнения обязательств, принятых по договорам при осуществлении военно-технического сотрудничества, в пределах поступивших доходов федерального бюджета от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и подведомственных им получателей средств федерального бюджета, от реализации продукции военного назначения из наличия федеральных органов исполнительной власти и оказания услуг (выполнения работ) при осуществлении военно-технического сотрудничества, от реализации в установленном порядке земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности, а также средств от оказания услуг (выполнения работ) на основании договоров гражданско-правового характера, заключаемых в случаях, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, и доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении Минобороны России и подведомственных ему получателей средств федерального бюджета (за исключением доходов от передачи в аренду продукции военного назначения при осуществлении военно-технического сотрудничества, превышающих объемы расходов по контрактам, связанным с выполнением обязательств по передаче в аренду продукции военного назначения).
По данным Счетной палаты за 2015 год произошло увеличение дебиторской и кредиторской задолженности. Наибольшее соотношение объема дебиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода к собственным кассовым расходам отчетного периода (более 50%) составило у Минобороны России - 71%.
Наибольшая дебиторская задолженность так же образовалась в Минобороны России, которая по сравнению с 1 января 2015 года увеличилась на 38,3% и составляет более половины дебиторской задолженности по выданным авансам. Основную долю задолженности составляют авансовые платежи по заключенным договорам и контрактам в рамках выполнения государственного оборонного заказа на закупку вооружения, военной и специальной техники (выдававшиеся в размере до 80%) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации о государственном оборонном заказе в целях обеспечения Государственной программы вооружения по приоритетным видам вооружений и военной техники. Просроченная дебиторская задолженность Минобороны России за 2015 год сократилась на 12,1%.
По состоянию на 1 января 2016 года кредиторская задолженность образовалась в Минобороны России в сумме 598 495,7 млн. рублей, или 41,4% общего объема кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность Минобороны России за 2015 год увеличилась на 22,8%.
Анализ исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" (далее - Указ N 604) показал следующее.
Согласно пояснительной записки к отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2015 год Федеральным законом N 384-ФЗ (с изменениями) и сводной бюджетной росписью в 2015 году, по данным Минфина России, предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 149 970,5 млн. рублей. Кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 100%.
Мероприятия, предусмотренные Указом N 604, по обеспечению военнослужащих постоянным жильем, в основном завершены и в настоящее время осуществляется их обеспечение в плановом порядке. Выполнены мероприятия по реализации задачи по формированию к 2014 году фонда служебного жилья (подпункт "б" пункта 1 Указа N 604).
Фонд служебного жилья в основном сформирован, в настоящее время осуществляется его наращивание. В соответствии с пояснительной запиской на эти цели в 2015 году Федеральным законом N 384-ФЗ (с изменениями) и сводной бюджетной росписью в 2015 году утверждены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 12 800,0 млн. рублей, кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 100%.
Согласно заключению Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год от 31 августа 2016 года N ЗСП - 166/16-09, по состоянию на 1 января 2016 года подлежит обеспечению постоянным жильем военнослужащих и граждан, уволенных с воинской службы: Минобороны России - 4 тыс. человек, МВД России - 485 человек, МЧС России - 70 человек, Спецстрой - 19 человек, ГУСП - 15 человек. Минобороны России используется в качестве специализированного жилищного фонда 197 тыс. жилых помещений, потребность Минобороны России в служебном жилье составляет 92,2 тыс. жилых помещений.
На выполнение задачи Указа N 604 (подпункт "г" пункта 1) по ежегодному увеличению пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции в 2015 году предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 64 739,5 млн. рублей. Кассовое исполнение указанных средств на 1 января 2015 года составило 64 739,5 млн. рублей, или 100%.
Следует отметить, что Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ с 1 января 2015 года до 1 января 2016 года было приостановлено действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", в соответствии с которой денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, ежегодно увеличивается на 2%. При этом данным Федеральным законом обеспечен размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, с 1 января 2015 года - 62,12%, с 1 октября 2015 года - 66,78% от размера указанного денежного довольствия.
В целях выполнения задачи по ежегодному, в течение пяти лет, увеличению численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек (подпункт "д" пункта 1 Указа N 604) Федеральным законом N 384-ФЗ (с изменениями) и сводной бюджетной росписью на 2015 год предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в Минобороны России - 63 205,6 млн. рублей. По данным пояснительной записки, кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 100%.
По информации Минобороны России, в 2015 году план комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, выполнены в полном объеме, что позволило по состоянию на 1 января 2016 года укомплектовать 352 215 военных должностей прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), солдат (матросов). В 2015 году на военную службу по контракту принято 94,0 тыс. человек.
Во исполнение указания Президента Российской Федерации от 10 октября 2015 года N 2113 Минобороны России проводит работу по достижению в 2016 году норматива укомплектованности военнослужащими по контракту численностью в 383,8 тыс. военных должностей.
По данным экспертно-аналитических и контрольных мероприятий Счетной палаты можно также отметить следующие результаты реализации мероприятий, предусмотренных Указом N 604.
Завершаются мероприятия (подпункт "а" пункта 2 Указа N 604) по инвентаризации объектов недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, формированию реестра имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, передаче высвобожденных военных городков в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. В результате проведения инвентаризации в реестре учтено 517 273 объекта недвижимого имущества, 157 385 зданий и сооружений, 344 983 жилых помещений.
По данным Правительства Российской Федерации, по состоянию на 1 апреля 2016 года в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность передано 1 307 военных городков в составе 54 668 объектов недвижимого имущества (в том числе земельных участков).
В целях реализации поручений подпункта "в" пункта 2 Указа N 604 в 2015 году продолжена работа по созданию мобилизационного людского резерва. Указом Президента Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 370 и постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 августа 2015 года N 850, от 3 сентября 2015 года N 933, от 23 декабря 2015 года N 1412 сформирована нормативная правовая база, регламентирующая порядок создания и функционирования мобилизационного людского резерва.
В целом по разделу "Национальная оборона" за 2015 год сложился высокий уровень исполнения расходов федерального бюджета, что позволило эффективно решать задачи по обеспечению деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнению нормативных показателей боевой подготовки войск.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении указанный законопроект.
Председатель Комитета |
В.А. Шаманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.