Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 10 октября 2016 г. N 5.1-01/2473
по Федеральному закону "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики",
принятому Государственной Думой 7 октября 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 9 августа 2016 года (N 1145328-6).
Названное в Федеральном законе Соглашение было подписано в городе Дамаске 26 августа 2015 года. Соглашением установлены правовые основы нахождения российской авиационной группы (далее - "Группа") на территории Сирийской Арабской Республики. Для размещения указанной Группы Сирия на безвозмездной основе предоставляет аэродром Хмеймим (провинция Латакия) с его инфраструктурой, а также необходимую территорию по согласованию Сторон. Место дислокации Группы и передаваемого недвижимого имущества определяется отдельным протоколом.
В целях обеспечения деятельности Группы Российская Федерация имеет право ввозить в Сирию и вывозить с её территории без взимания сборов и пошлин любое вооружение, боеприпасы, оборудование и материалы (пункт 1 статьи 5 Соглашения). Соглашением (пункт 3 статьи 5) установлено, что личный состав Группы беспрепятственно пересекает границу Сирии по документам, действительным для выезда из Российской Федерации, и не подлежит досмотру сирийскими пограничными и таможенными органами.
Соглашением регулируются вопросы о юрисдикционных изъятиях, применяемых в отношении Группы и её личного состава. В соответствии со статьёй 6 Группа пользуется полным иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции Сирийской Арабской Республики (пункт 2), а личному составу Группы, включая её командира, а также членам их семей предоставляются иммунитеты и привилегии, аналогичные тем, которые предоставляются дипломатическому персоналу и членам семей дипломатического персонала в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года (пункт 3).
Согласно статье 8 Группа освобождается от всех прямых и косвенных налогов.
В статье 1 "Термины" раскрывается термин "место дислокации российской авиационной группы". В определении термина "недвижимое имущество российской авиационной группы" также указано на место дислокации российской авиационной группы. Вместе с тем в статье 6 предусматривается, что представители сирийских органов власти не вправе вступать в места дислокации Группы без согласия её командира, что может привести к необходимости толкования указанного положения.
Соглашение заключается на бессрочный период и вступает в силу с даты обмена уведомлениями по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами необходимых внутригосударственных процедур. В соответствии со статьёй 11 Соглашение временно применяется с даты подписания - с 26 августа 2015 года.
Отмечаем, что Соглашение внесено на ратификацию с нарушением шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Соглашение было опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 января 2016 года, в то время как согласно пункту 2.1 статьи 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" оно подлежало официальному опубликованию незамедлительно.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку затрагивает вопросы обороноспособности Российской Федерации, обеспечения международного мира и безопасности.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Соглашение соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 проведена антикоррупционная экспертиза федерального закона, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация и денонсация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 21 октября 2016 года. Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву и И.М.-С. Умаханову, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Озерову, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.