Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам от 13 октября 2016 г. N 2
по проекту федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год"
(уточнение параметров федерального бюджета на 2016 год)
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за 8 месяцев 2016 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2016 году.
Складывающиеся в 2016 году внешнеэкономические условия оказались существенно хуже тех, которые предполагались базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенного в основу федерального бюджета на 2016 год.
По состоянию на 1 сентября 2016 года средняя цена на нефть марки "Юралс" составила 39,2 доллара США за баррель, что существенно ниже цены, заложенной в базовый сценарий экономического развития (50 долларов США за баррель в среднем за 2016 год).
Принимаемые меры в течение текущего года заключались в основном в точечной поддержке приоритетных отраслей и смягчении барьеров для перемещения факторов производства.
К мерам по оптимизации расходов относится сокращение лимитов бюджетных обязательств до 10 процентов от общего объема по отдельным направлениям расходов федерального бюджета в 2016 году. Кроме того, были одобрены "тактические меры" по сокращению дефицита федерального бюджета и утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета.
Оперативное принятие мер по обеспечению сбалансированности федерального бюджета и осуществление маневра в расходах было критически необходимо с точки зрения начала процесса приведения структуры федерального бюджета в соответствие с изменившимися экономическими условиями.
В первом полугодии 2016 года экономическая ситуация характеризовалась последовательным замедлением экономического спада до -0,6% во II квартале по сравнению с -1,2% в I квартале в годовом выражении, благодаря улучшению ситуации в промышленном производстве, услугах, оптовой торговле. За восемь месяцев текущего года, по оценке, ВВП сократился на 0,8 % г/г. Ожидается, что во втором полугодии замедление темпов падения ВВП по отношению к соответствующему периоду прошлого года продолжится. В целом за 2016 год ВВП снизится на 0,6 процента.
Сохраняющееся для российских предпринимателей ограничение доступа к внешнему заимствованию в сочетании с сокращением бюджетных капиталовложений и высокими процентными ставками отечественных банков продолжает оказывать негативное воздействие на динамику инвестиций в основной капитал. В целом за первое полугодие снижение инвестиций в основной капитал составило 4,3% г/г. Инвестиционный спад сопровождается негативной динамикой строительства, отмечаемой с конца 2013 года (в январе-августе - снижение на 4,6% г/г). Во втором полугодии ожидается продолжение замедления темпов снижения инвестиций, в результате в целом за год сокращение составит 3,7 процента.
В марте безработица выросла до 6,0% от рабочей силы, затем произошло постепенное снижение до 5,2% в августе 2016 года. В среднем, за восемь месяцев безработица сохранилась на уровне аналогичного периода 2015 года - 5,6% от рабочей силы. Ожидается, что уровень безработицы и дальше продемонстрирует сходную с прошлым годом динамику.
Динамика реальной заработной платы работников в первом полугодии 2016 года показывала положительные тенденции (-0,6% в I квартале, 0,3% - во II квартале), однако в июле-августе было отмечено снижение реальной заработной платы. В целом за январь-август, по предварительным данным, реальная заработная плата сократилась на 0,3 % г/г. Несмотря на отрицательную динамику в начале III квартала, ожидается, что уже в IV квартале реальная заработная плата, по мере снижения инфляционного давления и в условиях формирования восстановительных процессов в экономике, вновь продемонстрирует рост. В результате в целом за 2016 год рост реальной заработной платы может составить 0,3 процента.
В 2016 году снижение реальных располагаемых доходов населения продолжает усиливаться (-3,7% в I квартале, -6,0% - во II квартале г/г). В июле снижение реальных располагаемых доходов ускорилось до -7,3% в годовом выражении, а в августе 2016 года оказалось максимальным (-8,3% в годовом выражении). Сокращение за январь-август текущего года составило 5,8% г/г. В дальнейшем ожидается некоторая стабилизация динамики реальных располагаемых доходов населения на фоне ускорения роста реальной заработной платы. По оценке, реальные располагаемые доходы в 2016 году сократятся на 5,6 процента.
За период с января по август 2016 года инфляция составила 3,9%, что на 5,9 п. п. ниже, чем за аналогичный период годом ранее. Низкие темпы роста инфляции в основном связаны с умеренным ростом цен на продовольственные товары - с начала года цены выросли на 2,6% (наименьший показатель с 2000 года). Вместе с тем положительный эффект также оказала более низкая по сравнению с 2015 годом индексация тарифов ЖКХ - по итогам восьми месяцев рост цен на услуги организаций ЖКХ составил 5,3% против 9,9 % годом ранее. В последующие месяцы года ожидается умеренный рост потребительских цен, и по итогам года инфляция, составит 5,8 процента.
Внешнеторговый оборот за январь-июль 2016 года составил 251 млрд. долларов США, сократившись на 21,2% г/г, при этом импорт уменьшился на 8,6% г/г, а экспорт - на 27,8 % г/г.
Импорт товаров в стоимостном выражении за январь-июль 2016 года в годовом выражении снизился за счет снижения средних контрактных цен и физических объемов ввоза. Существенно сократились закупки в реальном выражении продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, в то же время увеличился импорт машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности и металлов и изделий из них.
Со стороны производства в 2016 году положительное влияние на общеэкономическую динамику продолжает оказывать сельское хозяйство. Объем производства продукции сельского хозяйства в январе-августе 2016 года возрос на 3,4% г/г. По итогам года ожидается рост производства продукции сельского хозяйства на 3,2 процента.
На фоне падения цен на нефть в конце 2015 года - начале 2016 года и замедления экономической динамики на протяжении всех истекших месяцев года наблюдалось существенное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с показателями предыдущего года. По итогам первых 8 месяцев текущего года, согласно предварительным данным, доходы сократились в номинальном выражении на 9,1% по сравнению с уровнем прошлого года, в том числе нефтегазовые доходы - на 25,8 процентов.
По итогам года ожидается падение доходов федерального бюджета на 2,1% по сравнению с уровнем 2015 года, в том числе на 18,5% могут сократиться нефтегазовые доходы, при росте ненефтегазовых на 10,2 процента.
Законопроект предусматривает уменьшение общего объема доходов на 369,9 млрд. рублей, или на 1,4% к ВВП, за счет снижения нефтегазовых доходов в сумме 1 267,4 млрд. рублей (1,9% к ВВП) и увеличения ненефтегазовых доходов в сумме 897,5 млрд. рублей (0,5% к ВВП).
Согласно законопроекту, в 2016 году доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 13 368 595,3 млн. рублей (16,1% к ВВП).
Законопроектом предлагается увеличить общий объем расходов федерального бюджета на 2016 год на 304 314,0 млн. рублей.
Общий объем расходов составит 16 403,0 млрд. рублей или 19,8% к ВВП, что на 0,7% ниже уровня, утвержденного Федеральным законом N 359-ФЗ (за счет роста прогнозируемого объема ВВП в 2016 году).
Дефицит федерального бюджета в 2016 году составит 3 034,4 млрд. рублей или 3,7% к ВВП, что на 0,7% выше уровня, утвержденного Федеральным законом N 359-ФЗ.
В целом рост расходов федерального бюджета на 2016 год складывается за счет увеличения расходов на реализацию отдельных направлений на 1 017 342,5 млн. рублей и сокращения расходов по иным направлениям на 713 028,5 млн. рублей.
Изменение расходов федерального бюджета на реализацию Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы на 2016 год
В Федеральном законе N 359-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию Госпрограммы в 2016 году предусмотрены в объеме 237 000,0 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на ее реализацию предлагается уменьшить на 22 434,3 млн. рублей, соответственно он составит 214 565,7 млн. рублей.
Изменение бюджетных ассигнований по Госпрограмме включает:
увеличение бюджетных ассигнований на:
предоставление субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями в целях посадки 3 532,8 га плодово-ягодных насаждений в сумме 1 225,8 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства в связи с обращением 11 субъектов Российской Федерации об увеличении этих расходов в сумме 766,1 млн. рублей;
- проведение закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций в связи с дополнительной потребностью в бюджетных ассигнованиях на обслуживание федерального интервенционного фонда зерна в сумме 602,5 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии, в целях возмещения части прямых понесенных затрат на создание селекционно-генетического центра мощностью 4 000 голов в сумме 255,3 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов картофелехранилищ и овощехранилищ, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии, в целях создания дополнительных мощностей по хранению овощной продукции в сумме 153,3 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства, в связи с потребностью в ряде субъектов Российской Федерации в сумме 135,5 млн. рублей;
- предоставление субсидий на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в целях ввода 80 км распределительных газовых сетей в сельской местности Смоленской области в сумме 97,3 млн. рублей;
- поддержку экономически значимых региональных программ по развитию мясного скотоводства в целях обеспечения прироста поголовья специализированных мясных коров не менее чем на 2 тыс. голов, помесного скота до 69,8 тыс. голов, прироста поголовья коров, а также производства на убой в живом весе мяса от мясного и помесного скота до 7,6 тыс. тонн в сумме 81,0 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований на 10% в сумме 21 878,4 млн. рублей, а также уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
- оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2015 году и неиспользованных на 1 июня 2016 года, в сумме 131,1 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства в связи с невыполнением в ряде субъектов Российской Федерации заемщиками обязательств по погашению процентов и основного долга по кредитам, а также банкротством инвесторов, в сумме 737,6 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства по причине отсутствия потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей (отсутствие денежных средств, необходимых для заключения новых кредитных договоров), несоблюдения получателем государственной поддержки условий предоставления субсидии в сумме 506,9 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание оптово-распределительных центров, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидий в связи с уточнением потребности в бюджетных ассигнованиях по результатам конкурсного отбора инвестиционных проектов, направленных на строительство и (или) модернизацию объектов АПК, в сумме 502,4 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства в связи с невыполнением в ряде субъектов Российской Федерации заемщиками обязательств по погашению процентов и основного долга по кредитам, а также банкротством инвесторов в сумме 480,3 млн. рублей;
- обеспечение государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения в связи с экономией, образовавшейся по результатам проведения конкурсных процедур, в сумме 312,4 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования по причине отсутствия потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с отсутствием свободных денежных средств, необходимых для заключения новых кредитных договоров, несоблюдения получателем государственной поддержки условий предоставления субсидии в сумме 231,9 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии по причине экономии в связи с разницей между сметной стоимостью строящихся (модернизируемых) объектов АПК и фактически понесенными затратами на соответствующие цели, а также невыполнением рядом заемщиков-инвесторов условий предоставления субсидий на указанные цели в связи с затягиванием российскими банками принятия решений по предоставлению кредитов в сумме 189,0 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства в связи с высокой закредитованностью сельскохозяйственных товаропроизводителей, несоблюдением получателями государственной поддержки условий предоставления субсидии, недостаточным присутствием на территории региона страховых организаций в сумме 135,5 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов тепличных комплексов, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии, по причине экономии в связи с разницей между сметной стоимостью строящихся (модернизируемых) объектов АПК и фактически понесенными затратами на соответствующие цели, а также невыполнением рядом заемщиков-инвесторов условий предоставления субсидий на указанные цели в связи с затягиванием российскими банками принятия решений по предоставлению кредитов в сумме 116,4 млн. рублей;
- предоставление субсидий на поддержку начинающих фермеров в связи с отсутствием заявок и потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в ряде субъектов Российской Федерации в сумме 76,3 млн. рублей;
- предоставление субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в связи с отсутствием заявок и потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в ряде субъектов Российской Федерации в сумме 44,3 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение элитных семян в связи с отсутствием заявок и потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в ряде субъектов Российской Федерации в сумме 40,3 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства в связи с невыполнением в ряде субъектов Российской Федерации заемщиками обязательств по погашению процентов и основного долга по кредитам, а также банкротством инвесторов в сумме 40,3 млн. рублей;
- предоставление субсидий на поддержку племенного животноводства в связи с отсутствием заявок и потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в ряде субъектов Российской Федерации в сумме 31,6 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства в связи с невыполнением в ряде субъектов Российской Федерации заемщиками обязательств по погашению процентов и основного долга по кредитам, а также банкротством инвесторов в сумме 29,3 млн. рублей;
- предоставление субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в связи с отсутствием потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в ряде субъектов Российской Федерации в сумме 23,8 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства по причине отсутствия потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей (отсутствием денежных средств, необходимых для заключения новых кредитных договоров), несоблюдения получателем государственной поддержки условий предоставления субсидии в сумме 21,1 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров по причине отсутствия потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с отсутствием свободных денежных средств, необходимых для заключения новых кредитных договоров, несоблюдения получателем государственной поддержки условий предоставления субсидии в сумме 6,3 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками в связи с отсутствием заявок и потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в ряде субъектов Российской Федерации в сумме 5,2 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей в связи с отсутствием заявок и потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в ряде субъектов Российской Федерации в сумме 4,5 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов плодохранилищ, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидий, по причине экономии в связи с разницей между сметной стоимостью строящихся (модернизируемых) объектов АПК и фактически понесенными затратами на соответствующие цели, а также невыполнением рядом заемщиков-инвесторов условий предоставления субсидий на указанные цели в связи с затягиванием российскими банками принятия решений по предоставлению кредитов в сумме 2,5 млн. рублей;
- обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов, в связи с экономией, образовавшейся по результатам проведения конкурсных процедур, в сумме 2,4 млн. рублей;
- предоставление субсидий на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в связи с экономией, образовавшейся по результатам проведения конкурсных процедур, в сумме 1,0 млн. рублей;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в связи с отсутствием заявок и потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в ряде субъектов Российской Федерации в сумме 0,3 млн. рублей.
Законопроектом также предусматривается внесение изменений в приложение 21 к Федеральному закону N 359-ФЗ (уменьшение соответствующих межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25 декабря 2015 года N ДМ-П13-8741- уменьшение бюджетных ассигнований на 10%).
Необходимо отметить, что предусмотренные законопроектом изменения бюджетных ассигнований по госпрограмме "Развитие образования" на 2013-2020 годы в 2016 году включают увеличение бюджетных ассигнований на выплату компенсации на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, в связи с увеличением числа получателей данной выплаты в сумме 0,2 млн. рублей.
Изменения бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" в 2016 году предусматривают уменьшение на 10%, в том числе на предоставление субсидий российским организациям на компенсацию производственных затрат, связанных с производством автомобильной, сельскохозяйственной, самоходной и прицепной техники, в связи с уточнением прогноза производства в сумме 14 319,2 млн. рублей.
Учитывая сложившиеся экономические условия, депутаты Комитета считают необходимым в целях достижения стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2017-2019 годах обеспечить приоритетное финансирование агропромышленного комплекса на этот период.
Депутаты обращают внимание на необходимость сохранения государственной поддержки таких приоритетных направлений развития отрасли как молочное и мясное животноводство, селекция и семеноводство, мелиорация, обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, реализация мероприятий фцп "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". Также депутаты Комитета считают необходимым дополнительное финансирование по таким мерам государственной поддержки, как краткосрочное и долгосрочное кредитование всех отраслей АПК.
В целях закрепления положительной динамики развития производства сельскохозяйственной продукции и сырья необходимо сохранить объемы государственной поддержки АПК на уровне, принятом Федеральным законом N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год".
С учетом данных предложений, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам считает возможным поддержать принятие проекта федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.