Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2016 год),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) в пределах своей компетенции рассмотрел проект федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год", внесенный Правительством Российской Федерации.
I. Общие положения и макроэкономические показатели федерального бюджета на 2016 год
Проект федерального закона содержит изменения основных макроэкономических показатели бюджета на 2016 год в связи с изменением (ухудшением) внешнеэкономических условий и факторов. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, оперативное принятие мер по обеспечению сбалансированности федерального бюджета было критически необходимо для приведения структуры федерального бюджета в соответствие с изменившимися экономическими условиями.
Законопроект в сравнении с проектом федерального бюджета на 2016 год фиксирует:
увеличение ВВП (с 78, 67 триллионов рублей до 82,81 триллионов рублей),
снижение инфляции (с 6,4% до 5,8%),
уменьшение доходов бюджета (с 13,738 триллионов рублей до 13,368 триллионов рублей),
увеличение расходов (с 16,098 триллионов рублей до 16,402 триллионов рублей).
Также отмечается дальнейший рост дефицита федерального бюджета в сумме (с 2,360 трлн. руб. до 3,034 трлн. руб.).
Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2016 год предлагается увеличить с 701, 9 млрд. руб. до 705, 7 млрд. руб.
Верхний предел государственного долга предлагается увеличить (с 2,876 трлн. руб. до 3,726 трлн. руб.).
Для большей наглядности в настоящем заключении эти характеристики сведены в Таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики |
2012 г. (по закону) |
2013 г. (по закону) |
2014 г. (по закону) |
2015 г. (по закону) |
2016 г. ПРОЕКТ N 2428-7
Проект на 2016 |
Объем ВВП (трлн. руб.) |
60, 59 |
66,51 |
71,49 |
73,11 |
82,81
78,67 |
Доходы (трлн. руб.) Темпы прироста (в% к предыд. году) в%% к ВВП |
12,677
112,3% 120,7% |
12,865
101,4% 119,3% |
14,238
110,6% 119,9% |
12,539
88,0% 117,14% |
13,368
13,738 |
Расходы (трлн. руб.) |
12,745 |
13,387 |
13,960 |
15,215 |
16,402
16 098 658,7 |
Дефицит /профицит (трлн. руб.) |
- 68 144,3
0,5% доходов |
- 521 414,6
4,04% доходов |
+278 641,2
2, 86% доходов |
- 2 675 308, 0
21,3% доходов |
-3,034
-2,360 |
Уровень инфляции (%) |
6,0 |
5,5 |
5,0 |
12,2 |
5, 8
6, 4 |
Вместе с тем одним из основных приоритетов бюджетной политики продолжает оставаться безусловное исполнение законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций. Несмотря на то, что уникальность текущей ситуации порождает особые требования к условиям и процедурам формирования и исполнения федерального бюджета, законопроект направлен на реализацию заявленных в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года приоритетов.
При сложившихся условиях очевидным приоритетом бюджетной политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.
II. Новеллы проекта федерального закона
Законопроектом предлагается установить с 1 января 2016 года размер индексации компенсации и с 1 февраля 2016 года размер индексации ежемесячного пособия детям, погибших (умерших) или пропавших без вести в связи с исполнением служебных обязанностей сотрудников следственных органов, расположенных на территории Северо-Кавказского региона, и сотрудников следственных органов, направленных для выполнения задач на его территории, с учетом общих подходов к индексации наиболее значимых социальных выплат в 2016 году. Такой коэффициент будет равен 1,07.
III. Расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, а также материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
Расходы федерального бюджета на государственную поддержку семей с детьми, на реализацию мер демографической политики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к различным разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета. Подраздел "Охрана семьи и детства" раздела "Социальная политика" содержит далеко не полный перечень расходов, которые направлены на поддержку семей с детьми. В основном указанные расходы отнесены к следующим разделам: "Образование", "Здравоохранение", "Социальная политика", "Межбюджетные трансферты". Кроме того, соответствующие бюджетные ассигнования относятся к различным государственным программам (в первую очередь, к программе "Социальная поддержка граждан").
Изменения объемов ассигнований из федерального бюджета в 2016 году, направляемых на государственную поддержку семей и детей
1. Для наглядности и удобства анализа динамики отдельных (изменяемых в законопроекте) расходов федерального бюджета, связанных с социальной поддержкой семьи, материнства, отцовства, а также в связи с рождением и воспитанием детей, сведены в отдельную таблицу 2.
В таблице представлены только прямые расходы на эти цели.
Таблица 2
Виды расходов (млрд. руб.) |
2014 г.
Проект бюджета 2014 и 2015-2016 |
2015 г.
Проект бюджета 2014 и 2015-2016 |
2016 г.
Проект бюджета 2016
Проект бюджета 2015 и 2016-2017 |
Изменения с учетом проекта закона N 2428-7
|
"Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" ("Совершенствование социальной поддержки семьи и детей") |
425, 21 (в проекте 2013) |
473, 54
481, 46 |
431, 43
452, 02
|
412 млрд. 564,9
-1 млрд. 815,9
410 млрд. 74 |
1. Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета |
7, 76
|
7, 83
7, 78 |
7, 66
7, 68 |
+788,4 млн. руб. в связи с недостаточностью средств для исполнения публичных обязательств по социальному обеспечению указанной категории граждан |
2. Субвенции на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (Межбюджетные трансферты)
В том числе: пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
(Ранее считалось раздельно, теперь из бюджета НЕВОЗМОЖНО вычленить, сколько направляется на каждый вид пособия). По данным Минтруда в 2015 году сумма расходов фед. бюджета на ежемесячное пособие по уходу за ребенком составляла 59,7 млрд. руб. |
64,03 |
69, 6 |
75, 16
71, 52 |
+722,9 млн. рублей,
обусловлено ростом числа получателей пособий.
Указанное увеличение осуществлено за счет перераспределения бюджетных ассигнований в рамках государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", а также за счет сокращения расходов на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств |
3. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью |
1, 56 |
1, 35
1,69 |
1, 18
1,42
|
+84,9 млн. рублей
|
4. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
2,63 |
1, 38
2, 75 |
1, 61
1, 59
|
-529,3 млн. рублей в связи с заявительным характером выплаты пособий и с сокращением численности получателей пособий
|
5. Трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление материнского (семейного) капитала |
300, 95 |
344, 45
347, 2 |
304, 26
317, 42
|
+ 220 млн. 705,4 тыс. рублей в связи с осуществлением единовременных выплат в размере 20 и 25 тыс. рублей за счет средств материнского (семейного) капитала |
6. Субсидии на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (Иные бюджетные ассигнования) |
|
|
|
-2 млрд. 090 млн. 572,8 в связи с уточнением прогноза числа получателей выплат
3 млрд. 149 млн. 027,4 |
Расходы федерального бюджета на 2016 год в разрезе разделов и подразделов классификации расходов федерального бюджета | ||||
Дошкольное образование |
|
|
7 млрд. 033,5 |
-1 млрд. 125 млн. руб.
5 млрд. 894,3 Оптимизация, блокировка лимитов на 10% (поручение Д.А.Медведева) |
2. Сопоставление общих расходов на государственную поддержку семей с детьми ("семейно-детский бюджет") 2015-2016 годов с периодами до 2014 года не представляется возможным в силу различия в подходах и методиках подсчета соответствующих средств.
Чтобы объективно оценить расходы федерального уровня на меры социальной поддержки семьи, материнства и детства необходимо иметь ввиду, что их финансирование помимо федерального бюджета осуществляется также из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В целом динамику объемов средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования, можно представить, оценив бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Заключение по проекту бюджета Фонда социального страхования на 2016 год представлено в отдельном материале.
Кроме того, при оценке общих государственных и муниципальных расходов на реализацию мер поддержки семей с детьми следует также учитывать специфику российской бюджетной системы. Средства на эти цели предусмотрены не только в федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов, но и в бюджетах субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетах. Общее представление можно будет получить только после того, как органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при подготовке проектов бюджетов соответствующих уровней будут выделять "семейно-детский" бюджет с информацией об объемах ассигнований, направляемых на поддержку семей с детьми, как это делается Минфином России при направлении в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, а также соответствующих сопроводительных материалов.
IV. Общие выводы
Анализ представленных в Таблице 2 расходов, а также иных, содержащихся в настоящем заключении материалов, позволяет сделать следующие выводы:
1. При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в части охраны семьи и детей в 2016 году сделана попытка оптимизировать расходы на социальную поддержку семей с детьми и в целом финансово обеспечить исполнение законодательно установленных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.
2. Вместе с тем, Комитет отмечает существенное снижение ассигнований на реализацию подпрограмм "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" ("Совершенствование социальной поддержки семьи и детей") Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" и "Дошкольное образование" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы.
3. Объем ассигнований, предусмотренных в виде субвенций на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан (в том числе: единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности), дополнительно увеличен на 722,9 млн. руб. Комитет поддерживает данное изменение.
4. Расходы федерального бюджета на социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета возрастут на 788,4 млн. руб. Комитет также поддерживает это изменение, которое связано с недостаточностью средств для исполнения публичных обязательств по социальному обеспечению указанной категории граждан и обращает внимание на необходимость предусмотреть необходимые и достаточные суммы в проектах федеральных законов о федеральном бюджете в будущем.
5. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью вырастут на 84 миллиона рублей, при этом субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву сократятся на 529,3 миллиона рублей. Данное уменьшение производится в связи с заявительным характером выплаты пособий и с сокращением численности получателей пособий и не вызывает возражений в том случае, если предусмотренных (с учетом сокращения) средств будет достаточно для финансирования данного расходного обязательства.
6. Предусмотрено увеличение трансфертов Пенсионному фонду Российской Федерации на 220 млрд. 705,4 млн. рублей в связи с осуществлением единовременных выплат в размере 20 и 25 тыс. рублей за счет средств материнского (семейного) капитала. Данное увеличение не связано с изменением размера материнского капитала, а также с увеличением количества получателей.
7. Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.