Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 6652-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации выводов Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" (далее - Постановление N 10-П).
В части установления механизма исполнения бывшим наймодателем обязанности по производству капитального ремонта нуждавшихся в нем домов, согласованного с закрепленным в Жилищном кодексе Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, законопроектом предусматривается дополнение Жилищного кодекса новой статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения.
Так предлагается определить, что в случае, если органом государственной власти, органом местного самоуправления, являвшихся наймодателем до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме (далее - бывший наймодатель), в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, было принято решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, но такое решение не было реализовано, и при условии, что после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого дома в региональную программу за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не проводился, бывший наймодатель проводит капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета проведения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которое должно быть произведено с учетом способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем перечисления средств на счет регионального оператора либо на специальный счет.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
В части реализации положений Постановления N 10-П о неприменении части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации относительно двухлетнего срока (если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации) вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формирования на специальном счете, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном положением части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, решением суда установлен факт, что органом местного самоуправления не были предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации, и что капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведен не был законопроектом предусмотрено дополнение статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации новой частью 5.1, устанавливающие исключения из общего срока вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
В части установления правового механизма функционирования региональных операторов, обеспечивающего в случае прекращения деятельности конкретного регионального оператора непрерывность исполнения обязательств по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах перед собственниками помещений в этих домах и установления механизма компенсации собственникам помещений в многоквартирном доме накопленных ими на счете регионального оператора средств в случае их утраты, а также возврата указанных средств при прекращении деятельности регионального оператора законопроектом предусмотрено дополнение статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации положениями, предусматривающими обязанность субъекта Российской Федерации принять решение о создании нового регионального оператора с передачей всех функций ранее действовавшего регионального оператора, в случае принятия решения о прекращении деятельности конкретного регионального оператора и правопреемство нового регионального оператора по всем обязательствам прежнего регионального оператора. Все мероприятия по формированию субъектом Российской Федерации нового регионального оператора, а также перечислению в его адрес средств прежнего регионального оператора должны быть завершены в течении двух месяцев со дня принятия решения о создании нового регионального оператора, но не позднее даты прекращения деятельности прежнего регионального оператора.
В целях повышения уровня информированности граждан о реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах предусматривается внесение изменений в статью 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих утверждение субъектом Российской Федерации порядка информирования граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, разъяснения порядка его реализации, оказания помощи собственникам в принятии решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и порядка информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта, а также в статью 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих обязанность органа местного самоуправления осуществлять информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, разъяснение порядка его реализации, оказание помощи собственникам в принятии решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Также предусмотрено утверждение субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления порядка оказания на возвратной основе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Законопроект не содержит противоречий положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Принятие и реализация представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Принятие и реализация представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.