Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 5544-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Российская Федерация - страна с большим рекреационным потенциалом. Большинство регионов страны могут послужить базой для развития въездного туризма. Растущая потребность в отдыхе внутри страны, в том числе, в связи с нестабильной внешнеполитической ситуацией, осложняющей зарубежный туризм, создает предпосылки для увеличения количества и размеров рекреационных зон в России, их обустройства.
Многие арендаторы лесных участков обращаются в администрации поселков, районов, к региональным депутатам, в иные органы, где указывают ряд серьезных проблем, как экономических, так и экологических. Прибыль от проектов по осуществлению рекреационной деятельности не всегда покрывает расходы на аренду территории, ее благоустройство. Кроме того, отдых в рекреационных зонах часто сопровождается сильным негативным воздействием на них. Рекреационное использование лесов и других типов ландшафтов приводит к трансформации растительности (исчезновению наиболее уязвимых видов, вселению менее уязвимых, распространению в лесных экосистемах луговых видов), почвенного покрова (уничтожению лесной подстилки, уплотнению), микрофлоры почв. Также велика пожароопасность.
Вместе с тем, нередки случаи, когда арендаторы лесных участков, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, заметно улучшают характеристики данного лесного участка, проектируют и благоустраивают арендованную территорию для занятий спортом, для отдыха людей, снижают заболоченность и производят оздоровление почв, улучшают внешний вид деревьев и кустарников, а флора и фауна становится более разнообразной.
Лесной кодекс Российской Федерации (далее ЛК РФ) предусматривает возможность предоставления лесных участков для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с оформлением договора аренды сроком от 10 до 49 лет. При этом невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, требований воспроизводства, защиты и охраны лесов влечет досрочное расторжение договора аренды. Это многих арендаторов не устраивает.
Такая конструкция недостаточно влияет на развитие рекреационной деятельности в лесах и способствует созданию экономических и экологических проблем. У арендатора, нет стимула к должному контролю за сохранением ландшафтов, флоры, фауны и почв в долгосрочной перспективе, поскольку договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности является срочным договором.
Данный законопроект создает дополнительные стимулы для экологически безопасного развития инфраструктуры на таких лесных участках и создает дополнительный контроль для самого пользователя, осуществляющего реакционную деятельность.
В ЛК РФ вносятся изменения, в соответствии с которыми с арендатором лесного участка, который осуществляет рекреационную деятельность на таком участке более 10 лет и выполняет все проектные работы в это время, может быть заключен договор купли-продажи данного лесного участка с переоформлением права аренды в собственность за исключением случаев, когда лесной участок расположен на особо охраняемых природных территориях. В течение этого срока арендатором должны соблюдаться требования по охране и защите лесов, воспроизводству лесов и лесоразведению в соответствии с действующим законодательством, а использование лесного участка должно способствовать сохранению природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира, водных объектов. В дальнейшем, собственник использует лесной участок на основании проекта освоения лесов, лесной декларации и с соблюдением иных требований по использованию, охране и защите лесов. Таким образом, если арендатор в течение десятилетнего периода выполняет все требования органов, осуществляющих контроль в области лесного законодательства, то он может иметь возможность приобрести данный лесной участок в собственность за исключением случаев, когда лесной участок расположен на особо охраняемых природных территориях.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" направлен на повышение перспектив развития правоотношений при использовании лесных участков для осуществления рекреационной деятельности, а также заинтересованности арендаторов использовать лесные участки, что, в свою очередь, будет способствовать конкурентоспособности туристской деятельности, развитию лечебно-оздоровительных курортов, и популяризации спорта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведёт к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.