Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 841348-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
("О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О связи" и статью 13 Федерального закона "О национальной платежной системе")
(второе чтение, повторно)
Досье на проект федерального закона
Концепция законопроекта при принятии его в первом чтении была направлена на совершенствование порядка осуществления платежей с использованием мобильного телефона и снятия некоторых ограничений при оказании услуг связи.
При подготовке ко второму чтению проект дополнен положениями (статьи 1 и 2 законопроекта), которые не являлись предметом рассмотрения в первом чтении и не относятся к сфере использования электронных средств платежа, а также к деятельности в области связи.
В этой связи, обращаем внимание на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой принятие закона в первом чтении означает, что его концепция получила поддержку Государственной Думы и не может быть произвольно изменена. Таким образом, во избежание нарушения требований к чтениям в законодательной процедуре необходимо возвращение к новому рассмотрению концепции акта (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2001 года N 11-П).
В предлагаемой редакции части 5 статьи 13 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон) следует уточнить, об уменьшении какой суммы денежных средств физического лица - абонента или физического лица - пользователя услуг связи идет речь. При этом представляется некорректным говорить об уменьшении суммы денежных средств физического лица - пользователя услугами связи, поскольку абонентом в данном случае является юридическое лицо, соответственно, находящиеся "на счету" такого юридического лица - абонента денежные средства являются денежными средствами этого юридического лица, независимо от того, внесены эти денежные средства физическим лицом - пользователем услугами связи или самим юридическим лицом. Также данное положение не учитывает предусмотренные новой редакцией части 2 указанной статьи случаи, когда увеличение оператором электронных денежных средств остатка электронных денежных средств физического лица осуществляется в результате предоставления физическому лицу денежных средств оператором связи.
Относительно предлагаемых изменений пункта 3 части 7 статьи 13 Федерального закона отмечаем, что вознаграждение оператору связи и оператору электронных денежных средств за увеличение остатка электронных денежных средств в случае, если пополняются электронные денежные средства физического лица - пользователя услугами связи, не являющегося абонентом, уплачивается не только за счет денежных средств, вносимых оператору связи таким физическим лицом, но и за счет денежных средств, вносимых юридическим лицом - абонентом (см. предлагаемую часть 1.1 данной статьи). Аналогичное замечание относится к положению пункта 1 предлагаемой редакции части 9 статьи 13 Федерального закона.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.