Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 11851-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" разработан в целях обеспечения правовых механизмов реализации гражданами Российской Федерации отдельных аспектов пассивного избирательного права при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и на муниципальных выборах, в частности, гарантий деятельности зарегистрированных кандидатов на указанных выборах, а также устранения коллизии между нормами Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 4 статьи 41 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что решения о возбуждении уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации (соответственно уровню выборов). Кроме того, ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении зарегистрированного кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации (соответственно уровню выборов).
Установленные указанными нормами гарантии в полной мере распространяются и в отношении кандидатов на должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и главы муниципального образования (в случае их избрание осуществляется посредством проведения выборов соответствующего уровня), а также кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, что подтверждается и положениями иных федеральных законов, устанавливающих правовые основы организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статья 18 Федерального закона от 6.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 23 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается исключительно данным кодексом. Следовательно, предусмотренные частью 4 статьи 41 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ гарантии зарегистрированным кандидатам могут быть реализованы только с учетом положений уголовно - процессуального законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, в настоящее время в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, относящие кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
С целью устранения указанной правовой коллизии, а также учитывая, что механизм реализации рассматриваемых гарантий деятельности кандидатов закреплен в уголовно-процессуальном законодательстве только в отношении кандидата в Президенты Российской Федерации, зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, законопроектом предлагается внести изменения в статьи 447 (Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам), 448 (Возбуждение уголовного дела) и 450 (Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, дополнив их следующими категориями лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам:
- зарегистрированный кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
- зарегистрированный кандидат на должность главы муниципального образования;
- зарегистрированный кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.