Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 12144-7 "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В современных экономических условиях в России стала очевидной необходимость создания дополнительных инструментов поддержки прав и законных интересов предпринимательства. Одним из таких инструментов можно считать создание в 2012 г. института уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ.
Институт бизнес-омбудсмена - это своего рода новая веха в моделировании отношений государства и хозяйствующих субъектов страны. Его деятельность обширна и специфична и включает в себя такие полномочия, которые не могли бы быть эффективно реализованы в рамках работы органов, предусмотренных Конституцией РФ.
При создании вышеуказанного института в таком федеративном государстве, как Россия, важным представлялся выбор конкретной модели оформления института Уполномоченного по правам предпринимателей. Первая из возможных моделей предусматривает существование одного национального Уполномоченного по правам предпринимателей, однако данный вариант не в полной мере согласуется с принципом политической децентрализации. Кроме того, эффективность Уполномоченного с учетом территориальных и иных особенностей России, штатной численности его аппарата могла оказаться низкой.
Второй вариант - отсутствие общероссийского Уполномоченного, и формирование института Уполномоченных по правам предпринимателей только на уровне субъектов РФ.
Для решения большинства возникающих практических задач, возложенных на Уполномоченного, данный вариант мог оказаться рабочим. Однако с учетом ряда факторов деятельность Уполномоченного на уровне субъекта РФ не всегда может быть эффективной. Во-первых, деятельность многих предпринимателей не ограничивается территориальными границами одного субъекта РФ. Во-вторых, на отдельных территориях устанавливаются особые режимы осуществления предпринимательской деятельности, поэтому вмешательство может потребоваться на федеральном уровне. В-третьих, в этом случае сложнее решать общефедеральные задачи по обеспечению прав предпринимателей (участие в рассмотрении и обсуждении законопроектов, затрагивающих интересы предпринимателей, представительство в судах высших инстанций и др.).
И, наконец, третья модель, внедренная на территории России, - существование Уполномоченного на федеральном уровне и в субъектах РФ. Этот вариант лишен недостатков первых двух. Однако новой проблемой в существовании двухуровневой модели Уполномоченного является необходимость четкого законодательного разделения их полномочий, а также определения механизмов взаимодействия.
Действующий Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" не решает данную проблему.
Напротив, с одной стороны Федеральным законом "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" предусмотрено, что Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный) действует на всей территории Российской Федерации. Такой вывод можно однозначно сделать исходя из задач и полномочий Уполномоченного. Кроме того, согласно Федеральному закону Уполномоченный вправе назначать общественных представителей и создавать на территории Российской Федерации общественные приемные, оказывающие субъектам предпринимательской деятельности консультативную помощь по вопросам, относящимся к компетенции Уполномоченного.
Таким образом, институт Уполномоченного имеет "прямое" действие, не опосредованное институтами уполномоченных на уровне субъектов Российской Федерации.
С другой стороны, Федеральным законом от 07.05.2013 N 78-ФЗ предусмотрено, что по окончании календарного года уполномоченный в субъекте Российской Федерации направляет Уполномоченному информацию о результатах своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в субъекте Российской Федерации и предложениями о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности. Это единственная форма "подотчетности", установленная Федеральным законом, но она не имеет никакого дальнейшего развития. Законом не установлено ни иных форм взаимодействия, ни взаимных прав, ни обязанностей, ни ответственности за невыполнение единственной обязанности по направлению отчета. Более того, на уровне закона не установлен даже срок направления такого отчета, что сводит все взаимодействие на уровень личных взаимоотношений.
Получается, что на сегодняшний день в России действует два параллельных и практически не взаимосвязанных института бизнес-омбудсменов - на федеральном и региональном уровнях.
Сложившаяся система имеет ряд недостатков. Во-первых, согласно вышеуказанному федеральному закону финансовое обеспечение деятельности уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Это так или иначе делает уполномоченного в субъекте РФ зависимым от власти. В итоге может сложиться ситуация (и такие обращения поступали от предпринимателей ряда регионов), когда бизнес-омбудсмен из защитника бизнеса превращается в защитника власти. При этом обжаловать действия такого омбудсмена не представляется возможным, потому что федеральным законом не предусмотрен институт вышестоящего контроля.
Во-вторых, в ряде регионов уполномоченным по защите прав предпринимателей требуется некоторая методическая, организационная и иная консультативная помощь, которая по действующему закону со стороны Уполномоченного при Президенте не предусмотрена. Фактически такая поддержка оказывается, но не как установленная законом обязанность, а скорее как жест доброй воли.
Авторы законопроекта считают, что в целях упорядочения деятельности института бизнес-омбудсмена в России необходимо уточнить сферы взаимодействия уполномоченных на федеральном и региональном уровнях.
Законопроектом предлагается уточнить задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте РФ, наделив его правом оказания организационной, правовой, информационной и иной помощь в пределах своих полномочий, а также правом осуществления координации и контроля деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта позволит конкретизировать формы взаимодействия уполномоченных и обеспечить более слаженную и эффективную работу региональных и федерального уполномоченных по защите прав предпринимателей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.