Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год"
(об уточнении параметров федерального бюджета на 2016 год)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды в части вопросов своего ведения рассмотрел проект федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2016 год), внесенный Правительством Российской Федерации.
В части вопросов ведения Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды следует отметить изменение (перераспределение) бюджетных ассигнований на 2016 год по Государственной программе Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы.
Согласно пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту складывающиеся в 2016 году внешнеэкономические условия оказались существенно хуже тех, которые предполагались базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенного в основу федерального бюджета на 2016 год. На фоне ухудшения макроэкономической ситуации по сравнению с прогнозируемой, и, соответственно, снижения доходов федерального бюджета при ограниченных возможностях по финансированию дефицита важной задачей было осуществление эффективного маневра в расходах.
Уточнение параметров федерального бюджета на 2016 год предполагает обеспечение исполнения расходных обязательств, увеличившихся по сравнению с параметрами, утвержденными Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Федеральный закон N 359-ФЗ) из-за ухудшения макроэкономической ситуации, с одновременным принятием комплекса мер, направленных на оптимизацию расходов в целях недопущения дестабилизации состояния государственных финансов.
К мерам по оптимизации расходов относится сокращение лимитов бюджетных обязательств до 10 процентов от общего объема по отдельным направлениям расходов федерального бюджета в 2016 году. Кроме того, были одобрены "тактические меры" по сокращению дефицита федерального бюджета и утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета.
Законопроект предусматривает уменьшение общего объема доходов на 369,9 млрд. рублей, или на 1,4% к ВВП, за счет снижения нефтегазовых доходов в сумме 1 267,4 млрд. рублей (1,9% к ВВП) и увеличения ненефтегазовых доходов в сумме 897,5 млрд. рублей (0,5% к ВВП).
Общий объем расходов увеличивается на 304,3 млрд. рублей и составит в 2016 году 16 403,0 млрд. рублей или 19,8% к ВВП, что на 0,7% ниже уровня, утвержденного Федеральным законом N 359-ФЗ (за счет роста прогнозируемого объема ВВП в 2016 году).
Дефицит федерального бюджета в 2016 году составит 3 034,4 млрд. рублей или 3,7% к ВВП, что на 0,7% выше уровня, утвержденного Федеральным законом N 359-ФЗ.
Уточненные поступления доходов от платежей при пользовании природными ресурсами в 2016 году оценивается в сумме 230 933,5 млн. рублей, что на 18 602,3 млн. рублей или на 0,3% больше суммы, учтенной в Федеральном законе N 359-ФЗ. В том числе, запланирован рост поступлений утилизационного сбора на колесные транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию (в том числе с территории Республики Беларусь), обусловленный ростом объема колесных транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию в сумме (+) 4 273,9 млн. рублей, и рост поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате поступления авансовых платежей за II-III кварталы 2016 года в сумме (+) 703,7 млн. рублей. Снижение поступлений утилизационного сбора на колесные транспортные средства, производимые в Российской Федерации, обусловлено снижением объёмов производства и реализации колёсных транспортных средств (-) 11 358,3, снижение поступлений утилизационного сбора на самоходные машины, ввозимые в Российскую Федерацию, обусловлено недостаточным количеством ввозимых самоходных транспортных средств и прицепов к ним в сумме (-) 6 973,9 млн. рублей, снижение поступлений утилизационного сбора на самоходные машины и механизмы, производимые в Российской Федерации, обусловлено недостаточным уровнем производства сельскохозяйственных машин в сумме (-) 1 867,2 млн. рублей.
Законопроектом предлагаются следующие изменения по Государственной программе Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы.
В Федеральном законе N 359-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы" в 2016 году предусмотрены в объеме 33 431,1 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы предлагается уменьшить на 1 942,2 млн. рублей, соответственно он составит 31 489,0 млн. рублей.
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований на:
- проведение подготовительных работ по ликвидации прошлого экологического ущерба на островах архипелага Земля Франца-Иосифа в целях ускорения реализации мероприятий по ликвидации прошлого экологического ущерба в Арктической зоне Российской Федерации в сумме 225,0 млн. рублей;
- уплату взносов Российской Федерации в международные организации в полном объеме в связи с ростом курса иностранных валют по отношению к рублю в объеме 55,6 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований на 10% в сумме 1 954,5 млн. рублей, а также уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
- реализацию проектов по ликвидации накопленных загрязнений бывших промышленных производств в связи с наличием у федерального государственного бюджетного учреждения "ВНИИЭкологии" остатка целевой субсидии прошлых лет в сумме 203,4 млн. рублей;
- реализацию Соглашения о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) по проекту "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета - 2" в связи с уточнением фактической потребности в использовании средств займа МБРР и средств софинансирования проекта в объеме 55,6 млн. рублей;
- выполнение научно-исследовательских работ в связи с экономией по результатам конкурсных процедур в объеме 7,8 млн. рублей;
- оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2015 году и неиспользованных на 1 июня 2016 г., в объеме 1,3 млн. рублей.
Направления деятельности государственной программы сгруппированы по следующим подпрограммам: "Регулирование качества окружающей среды", "Биологическое разнообразие России", "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды", "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике", "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы", и две Федеральные целевые программы: "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" и "Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008 - 2015 годы".
Согласно законопроекту финансирование подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды" сокращается на 177 115,7 тыс. руб. и будет составлять 4 632 183,0 тыс. руб.
Также предусматривается сокращение объемов бюджетных ассигнований, направляемых на достижение целей подпрограммы "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" на сумму 771 119,2 тыс. руб.
Проектом федерального закона в 2016 году предусматривается сокращение объемов бюджетных ассигнований, направляемых на достижение целей подпрограммы "Биологическое разнообразие России" на 11 135,9 тыс. руб.
При этом по подпрограмме "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике" объем бюджетных ассигнований сохраняется в размере 1 364 507,1 тыс. руб.
Требует финансовой поддержки подпрограмма "Ликвидация накопленного экологического ущерба" в связи с острой актуальностью данной проблемы. В частности, согласно проекту федерального закона на данную подпрограмму выделено 2 719 852,6 тыс. руб.
Считаем, что сокращение объема бюджетных ассигнований по государственной программе в 2016 году может послужить предпосылкой к несвоевременному и некачественному достижению результатов, ожидаемых от ее реализации.
С 1 января 2016 года изменился механизм взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи со вступлением в силу положений Федерального закона 21 июля .2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Платными являются только выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и хранение, захоронение отходов производства и потребления. Плата за иные виды негативного воздействия на окружающую среду не взимается. В этой связи следует уточнить источники дохода федерального бюджета в размере 93,2 млн. рублей. Кроме этого, следует уточнить источники поступления по разделу "Экологический взнос" в размере 0,2 тыс.рублей. Следует учитывать, что поступление по данному разделу возможно будет предусмотрено в 2017 год.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды поддерживает проект федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2016 год), внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.