Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
по проекту федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2016 год)
- внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2016 год), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроект в целом соответствует требованиям статьи 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, поздние сроки внесения законопроекта в Государственную Думу, отсутствие официального, обобщающего заключения Счетной палаты Российской Федерации на указанные изменения, недостаточная обоснованность в пояснительной записке к законопроекту либо отсутствие необходимых пояснений по целому ряду предлагаемых изменений, обуславливают возникновение целого ряда обстоятельств, затрудняющих квалифицированное и объективное рассмотрение соответствующих поправок.
Кроме того, Комитет отмечает, что изменение федерального бюджета в конце финансового года фактически не оставляет возможности для рационального и эффективного использования перераспределенных бюджетных средств. Более того, возникает обоснованное опасение, что получатели бюджетных средств, в отношении которых бюджетные ассигнования увеличены, не будут способны в течение одного месяца организовать их эффективное использование. С другой стороны, иные участники бюджетного процесса (для которых объемы финансового обеспечения сокращаются) смогут использовать данные обстоятельства для объяснения своих неэффективных действий или бездействия.
По существу законопроекта Комитет отмечает следующее.
Законопроект предусматривает уменьшение общего объема доходов на 369,9 млрд. рублей или на 1,4% к ВВП, за счет снижения нефтегазовых доходов в сумме 1 267,4 млрд. рублей (1,9% к ВВП) и увеличения ненефтегазовых доходов в сумме 897,5 млрд. рублей (0,5% к ВВП).
По итогам года ожидается падение доходов федерального бюджета на 2,1% по сравнению с уровнем 2015 года, в том числе на 18,5% могут сократиться нефтегазовые доходы, при росте ненефтегазовых на 10,2 процента.
Снижение нефтегазовых доходов связано со снижением прогнозируемой цены на нефть марки Юралс (с 50,0 до 41,0 долл. США за баррель) и на газ природный (с 199,0 до 165,2 долл. США за тыс. куб.м для дальнего зарубежья), при росте курса доллара США по отношению к рублю (с 63,3 руб./долл. США до 67,5 руб./долл. США).
Увеличение поступления ненефтегазовых доходов произойдет преимущественно за счет дополнительных поступлений дивидендов от АО "Роснефтегаз" по результатам продажи пакета из 19,5% акций ПАО "НК" Роснефть" (703,5 млрд. руб.).
Общий объем расходов увеличивается на 304,3 млрд. рублей и составит в 2016 году 16 403,0 млрд. рублей или 19,8% к ВВП, что на 0,7% ниже уровня, утвержденного Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Федеральный закон N 359-ФЗ) (за счет роста прогнозируемого объема ВВП в 2016 году).
млрд. рублей | |||
Показатель |
2016 год |
||
Федеральный закон N 359-ФЗ |
Отклонение |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы, всего |
13 738,5 |
13 368,6 |
-369,9 |
%% к ВВП |
17,5 |
16,1 |
-1,4 |
Расходы, всего |
16 098,7 |
16 403,0 |
304,3 |
%% к ВВП |
20,5 |
19,8 |
-0,7 |
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-2 360,2 |
-3 034,4 |
-674,2 |
%% к ВВП |
-3,0 |
-3,7 |
-0,7 |
Дефицит федерального бюджета в 2016 году составит 3 034,4 млрд. рублей или 3,7% к ВВП, что на 0,7% выше уровня, утвержденного Федеральным законом N 359-ФЗ.
Ненефтегазовый дефицит составит 7 811,9 млрд. рублей или 9,4% к ВВП, что на 1,3% ниже уровня, предусмотренного Федеральным законом N 359-ФЗ, и ниже уровня за последние пять лет.
В целом рост расходов федерального бюджета на 2016 год складывается за счет увеличения расходов на реализацию отдельных направлений на 1 017 342,5 млн. рублей и сокращения расходов по иным направлениям на 713 028,5 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования увеличиваются по следующим направлениям расходов:
204 200,0 млн. рублей - межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование;
6 200,0 млн. рублей - финансовое обеспечение затрат по доработке самолета Ил-114 и модернизации самолета Ил-9, по разработке двигателя ТВ-117 для Ил-114 и по разработке и созданию перспективного двигателя ПД-35 (с соответствующим увеличение доходов федерального бюджета в 2016 году за счет поступления дополнительных дивидендов ОАО "Роснефтегаз");
3 635,5 млн. рублей - оплата труда инвестиционных консультантов для организации предпродажной подготовки и продажи акций акционерных обществ в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 15.06.2016 N 1221-р, от 11.07.2016 N 1479-р;
1 000,0 млн. рублей - имущественный взнос Российской Федерации на финансирование обязательств Государственной корпорации "Ростех" и (или) ее организаций в рамках проектов в сфере промышленного строительства и строительства энергетических объектов в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 апреля 2016 года N Пр-593;
иные направления, включая расходы, составляющие государственную тайну.
Законопроектом предусматривается уменьшение бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25 декабря 2015 года N ДМ-П13-8741 (с учетом дополнительных решений, принятых Президентом Российской Федерации и Председателем Правительства Российской Федерации (далее - уменьшение бюджетных ассигнований на 10%), в сумме 438 517,9 млн.рублей.
В части доходов федерального бюджета Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке к законопроекту объем поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в 2016 году оценивается в сумме 2 818 483,8 млн. рублей, что на 811 776,7 млн. рублей или на 22,4% меньше суммы, учтенной в Федеральном законе N 359-ФЗ.
Уточненный объем поступлений доходов от взимания вывозных таможенных пошлин, относящихся к нефтегазовым доходам (нефть сырая, газ природный, товары, выработанные из нефти), в 2016 году оценивается в сумме 1 959 033,2 млн. рублей, что на 455 609,2 млн. рублей или на 18,9% меньше суммы, учтенной в Федеральном законе N 359-ФЗ.
Уточненные поступления доходов от платежей при пользовании природными ресурсами в 2016 году оцениваются в сумме 230 933,5 млн. рублей, что на 18 602,3 млн. рублей или на 0,3% больше суммы, учтенной в Федеральном законе N 359-ФЗ, в том числе увеличение:
поступления разовых платежей за пользование недрами от дополнительно проведенных аукционов по месторождениям, не включенным в план лицензирования на текущий год (в т.ч. по аукциону, прошедшему 15.06.2016 на право пользования участком недр федерального значения по месторождениям Ванейвисский и Лаявожский в Ненецком автономном округе) на 20 836,1 млн. руб;
- доходов, получаемых от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами в связи с ликвидностью водных биологических ресурсов, доли квот которых выставлялись на аукцион, на 7 642,9 млн. руб;
- поступления платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в результате роста объемов заготовки древесины по заключенным договоров аренды и купли-продажи на 1 475,2 млн. руб;
- поступления платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям в связи с ростом объемов вылова в соответствии с заключенными договоренностями на 520,4 млн. руб.
Согласно пояснительной записке ожидается рост доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в том числе за счет доходов от передачу в возмездное пользование государственного или муниципального имущества) на 575420,5 млн. руб или на 84,48%. Например, ожидается по сравнению с уровнем, предусмотренным Федеральным законом N 395-ФЗ, рост доходов:
- получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного или муниципального имущества (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) на 1,095 млн. руб. или на 7,6%;
- получаемых в виде арендной платы, а также средств от продажи права на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на 382 млн. руб. или на 5,7%;
- прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) на 950 млн.руб. или на 11191,3%.
Также ожидается рост платежей при пользовании природными ресурсами на 18602,3 млн.руб. или на 8,7%, при этом ожидается рост доходов за счет:
- платежей за пользование недрами на 255566,5 млн. руб. или на 95,4%;
- платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 1475,2 млн. руб. или на 8,5%;
- доходов, полученных от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договоров пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в федеральной собственности, на 7642,8 млн. руб. или на 1420,9%;
- доходов, полученных от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений на 194,7 млн. руб. или на 194,7%.
Кроме того, ожидается увеличение средств от реализации древесины, полученной при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов при размещении государственного заказа на их выполнение без продажи лесных насаждений для заготовки древесины, а также древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 216,1 млн.руб., в то время, как Федеральным законом N 359-ФЗ, не предусматривалось поступление таких средств.
При этом в пояснительной записке отсутствует информация о причинах таких отклонений в ожиданиях доходов, что затрудняет оценку их обоснованности.
В части предусматриваемого законопроектом изменения финансирования конкретных государственных программ Комитет отмечает следующее.
Комитет считает необоснованным изменение бюджетных расходов по целому ряду позиций, касающихся природопользования, управления собственностью и земельных отношений, в отсутствие квалифицированных и отраженных в соответствующих корректировках планов, программ и проектов материалов.
Например, в соответствии с законопроектом Правительством Российской Федерации предложено сократить объемы финансового обеспечения Государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 7 млрд. рублей, "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" на 3 млрд. рублей, "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на 5 млрд. рублей, "Управление федеральным имуществом" на 1,2 млрд. рублей.
Однако, при более чем серьезном сокращении расходов по указанным направлениям ни в пояснительной записке, ни в иных представленных одновременно с законопроектом материалах не содержится сведений о последствиях уменьшения объемов финансового обеспечения данных приоритетных направлений работы.
Также Комитет отмечает не подтвержденные оценкой финансово-экономических и социальных последствий решения в части "оптимизации" расходов по следующим позициям, отраженным в таблице.
Изменения федерального бюджета на 2016 год по отдельным программным мероприятиям, тыс. рублей
Наименование программы, подпрограммы, мероприятия |
Сумма изменений |
Итоговая сумма |
Подпрограмма "Государственная регистрация прав, кадастр и картография" |
-707 124,20 |
30 717 175,70 |
Основное мероприятие "Развитие механизмов правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности" |
-49 376,70 |
2 116 158,10 |
Федеральная целевая программа "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)" |
-303 300,00 |
2 588 679,10 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ" |
-5 122 959,50 |
52 794 744,90 |
Подпрограмма "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" |
-2 953 023,70 |
32 415 974,80 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ" |
-1 210 016,20 |
23 644 501,90 |
Подпрограмма "Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации" |
-297 456,40 |
4 168 365,40 |
Подпрограмма "Управление государственным материальным резервом" |
-912 559,80 |
19 476 136,50 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА" |
- 1 172 485,8 |
10 825 873,0 |
Подпрограмма "Развитие аквакультуры" |
-42 046,2 |
2 539 737,9 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА" НА 2013 - 2020 ГОДЫ |
-1 518 472,2 |
27 524 197,4 |
Подпрограмма "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" |
-1 275 604,0 |
23 310 960,6 |
В Федеральном законе N 359-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" в 2016 году предусмотрены в объеме 11 998,4 млн. рублей.
Как уже было отмечено, законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы предлагается уменьшить на 1 172,5 млн. рублей (или на 9,7%), соответственно он составит 10 825,9 млн. рублей.
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований на:
- исполнение контрактных обязательств по выполненным работам на разработку проектно-сметной документации по реконструкции и техническому перевооружению береговых объектов Глобальной морской системы связи при бедствии по государственным контрактам 2015 года в связи с поздним получением положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертизы России" в сумме 12,3 млн. рублей;
- уплату Росрыболовством взносов в международные организации в целях согласования Российской Федерации объема вылова водных биологических ресурсов в Северной части Тихого океана и северо-восточной части Атлантического океана с учетом произведенных за истекший период года платежей и фактических показателей курса доллара США к рублю при конвертации средств в иностранную валюту в сумме 11,8 млн. рублей;
- содержание федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им государственных учреждений (командировочные расходы, уплата налогов и иных платежей) в сумме 5,4 млн. рублей;
- предоставление субсидий бюджетным учреждениям на иные цели в связи с необходимостью обновления материально-технической базы для осуществления работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в сумме 2,8 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований на 10% в сумме 592,4 млн. рублей, а также уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
- осуществление бюджетных инвестиций в строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в связи с отсутствием утвержденной проектно-сметной документации в сумме 495,3 млн. рублей;
- оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2015 году и неиспользованных на 1 июня 2016 года, в сумме 108,9 млн. рублей;
- обеспечение международной деятельности в области регулирования рыболовства, сохранения и воспроизводства осетровых видов рыб в бассейне Каспийского моря в связи с отменой в 2016 году заседаний Специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне заместителей Министров иностранных дел прикаспийских государств по обсуждению проекта Соглашения о сохранении и рациональном использовании биологических ресурсов Каспийского моря в сумме 4,1 млн. рублей;
- компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с уменьшением количества получателей данной выплаты в сумме 4,1 млн. рублей.
Таким образом, сокращение объема бюджетных ассигнований в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" обусловлено фактическим неиспользованием денежных средств, заложенных в бюджет на 2016 год по указанному направлению.
Это также подтверждается выводами Счетной палаты РФ по результатам соответствующих проверок.
Анализ свидетельствует о необходимости совершенствования Росрыболовством их деятельности в части исполнения установленных законодательством полномочий, повышения обоснованности и результативности бюджетных расходов.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов" предлагается сократить с 57 917,7 млн. руб. до 52 794,7 млн. руб., т.е. на 5 123,0 млн. руб. или на 8,8%.
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований на:
- оплату выполненных в 2016 году геологоразведочных работ по твердым полезным ископаемым, ранее запланированных на 2017 год, на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов в сумме 186,2 млн. рублей.
- компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с уточнением графика отпусков и удорожанием авиабилетов в сумме 0,5 млн. рублей;
- оплату договоров по повышению квалификации сотрудников Росводресурсов в соответствии с пунктом 32 норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645, в сумме 0,2 млн. рублей;
Сокращение бюджетных ассигнований на 10% в сумме 4 677,5 млн. рублей связано с уменьшением в рамках ряда прикладных мероприятий объема ранее запланированных работ или их отменой по различным причинам (банкротство исполнителя, отмена 54-й сессии Совместной Российско-Финляндской комиссии по использованию пограничных водных систем, IX заседания Совместной Российско-Белорусской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов и др).
Вместе с тем следует отметить, что сфера реализации подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов" охватывает такие важнейшие направления деятельности как: обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, получение геологической информации. Указанные направления призваны обеспечить устойчивое развитие базовых отраслей промышленности, увеличить доходную часть бюджета. При этом в области воспроизводства минерально-сырьевой базы отмечается ухудшение структуры разведанных запасов нефти и газа, коренных месторождений легкообогатимых руд золота в различных регионах России, сохраняется дефицит руд ряда полезных ископаемых, сокращаются прогнозные ресурсы по интенсивно добываемым полезным ископаемым.
В сложившихся условиях для устойчивого обеспечения экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах, а также увеличения доходной части федерального бюджета следует рассмотреть вопрос о сохранении объема государственного финансирования по подпрограмме "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов" на текущий год.
Законопроектом также предусмотрено сокращение бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом N 395-ФЗ, на реализацию государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы с 29 042,7 млн. руб. до 27 524,2 млн. руб., т.е. на 1 518,5 млн. руб. или на 5,22%.
В соответствии с предлагаемыми законопроектом изменениями планируется осуществить следующее перераспределение бюджетных ассигнований в рамках государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы:
увеличение бюджетных ассигнований на:
- уплату взноса Российской Федерации в Целевой фонд форума ООН по лесам в связи с ростом курса иностранных валют по отношению к рублю в сумме 7,3 млн. рублей;
- обеспечение расходов по проезду к месту командирования и обратно в связи с необходимости проведения внеплановых проверок территориальными органами Рослесхоза в сумме 2,0 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований на 10% в сумме 1 517,0 млн. рублей, а также на уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Соглашения о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) по проекту "Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России" (компонент Рослесхоза) в связи с уточнением фактической потребности в использовании средств софинансирования проекта в сумме 7,3 млн. рублей.
При этом уменьшение бюджетных ассигнований в сумме 1 517,0 млн. рублей включает сокращение субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений (- 747,6 млн. рублей), субвенций бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя (- 4,2 млн. рублей), и сокращение субсидий на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования ( - 510,2 млн. рублей).
Комитет не поддерживает предлагаемое перераспределение средств. По мнению Счетной палаты Российской Федерации, реализация государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы характеризуется низким уровнем исполнения. В частности, по подпрограмме "Охрана и защита лесов" плановых значений достигают только 10% показателей. Например, показатель "Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров", по данным статистической отчетности, в 2015 году не достигнут в 12 субъектах Российской Федерации (в том числе в Иркутской, Амурская областях, Забайкальском крае, Республиках Бурятия, Тыва, Хакасия). Эти же регионы характеризуются наибольшей площадью лесов, погибших в результате пожаров и в 2015, и в 2016 годах.
Следует отметить, что достижение указанных плановых показателей госпрограммы напрямую зависит от оперативности тушения лесных пожаров и обеспечения лесопожарной техникой.
В этой связи Комитет считает, что уменьшение более чем в 2 раза субсидирования приобретения специализированной лесопожарной техники (предусмотренные на эти цели в 2016 году 871,5 млн. рублей сокращаются в соответствии с законопроектом до 361,3 млн. рублей, что означает сокращение финансирования на соответствующие цели на 58%), негативно скажется на достижении целевых показателей государственной программы в части сокращения потерь лесного хозяйства от пожаров и только усугубит имеющиеся проблемы.
Кроме того, законопроектом предусматривается уменьшение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)" на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с экономией по результатам проведенных торгов по мероприятию "Организация и проведение работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости на территории Республики Крым" на сумму 9,3 млн. рублей.
Сокращаются также бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Управление федеральным имуществом" в 2016 году с 24 854,5 млн. руб. до 23 644,5 млн. руб.. т.е. на 1 210,0 млн. руб. или на 4,86%.
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований на:
- проведение ремонта помещений в здании Росрезерва (г. Москва, Большой Черкасский пер., д.6/7) в целях приема маломобильных групп граждан в сумме 1,4 млн. рублей;
- уплату взносов на капитальный ремонт помещений Управления Росрезерва по Южному федеральному округу в связи с размещением Управления в многоквартирном доме, которое внесено в перечень домов, в отношении которых формируется фонд капитального ремонта (статья 169 Жилищного кодекса Российской Федерации ), в сумме 0,3 млн.рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований на 10% в сумме 1 130,0 млн. рублей, а также уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
- оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2015 году и неиспользованных на 1 июня 2016 года, в сумме 80,1 млн. рублей;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых средств и методов проверки нефтерезервуаров в связи с отказом от проведения новых НИОКР в сумме 1,7 млн. рублей.
Таким образом, в рамках изменений федерального бюджета на 2016 год, предусмотренных законопроектом, отмечается более чем серьезное сокращение объемов финансового обеспечения как в отношении системных, обуславливающих базу и условия для дальнейшего экономического роста условий (регистрация прав, управление имуществом и прочее), так и развития имеющихся преимуществ в части воспроизводства минерально-сырьевой базы и геологического изучения недр, включая позиции освоения шельфов.
Учитывая минимально допустимые сроки работы над законопроектом, Комитет рекомендует Правительству Российской Федерации представить исчерпывающие обоснования при внесении проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2017-2019 гг. в части развития указанных направлений и оценку последствий сокращения объемов финансового обеспечения данных проектов, в том числе на долгосрочную перспективу.
В дополнение к этому Комитет отмечает, что в соответствии с пояснительной запиской одним из основных мотивов снижения расходов федерального бюджета по вопросам, относящимся к предмету ведению Комитета, является "образование экономии".
Так, именно по этой причине были сокращены объемы финансового обеспечения в части выполнения работ по обеспечению перехода к геодезической системе координат 2011 года (ГСК-2011) при ведении государственного кадастра недвижимости в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)".
Однако такой подход эффективен только при условии достижения требуемого результата использования соответствующих бюджетных ассигнований. Если же речь идет исключительно о технической (в результате проведения торгов) экономии при невыполнении плановых показателей, то дополнительные средств в обязательном порядке должны быть предусмотрены на 2017 и последующие годы, поскольку сокращение финансирования, отвечающее формальным основаниям для его осуществления, может привести к гораздо худшим последствиям невыполнения этих важнейших работ в будущем.
Так, например, в соответствии с законопроектом предусмотрено сокращение объема бюджетных ассигнований следующих позиций в рамках государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов":
- выполнение II этапа бурения параметрической скважины 130-Гыданская (Тазовский район) в связи с уменьшением объема данных работ по причине возникновения осложнений в скважине в сумме 94,6 млн. рублей;
- выполнение испытаний в эксплуатационной колонне скважины Майгуннская 275 (Красноярский край) в связи с уменьшением объемов работ и соответственно снижением цены контракта в сумме 71,8 млн. рублей;
- выполнение работ по объекту "ГДП-200 листа R-41-XIX (Варнекская площадь)" в связи с досрочным расторжением государственного контракта по причине банкротства исполнителя работ в сумме 7,9 млн. рублей;
- выполнение работ по созданию единой системы данных об объектах ресурсной базы подземных вод, их состоянию и использованию в связи с расторжением государственного контракта по соглашению сторон во исполнение предписания Счетной палаты Российской Федерации в сумме 7,0 млн. рублей;
- выполнение работ по выявлению пропущенных залежей на месторождениях и разбуренных площадях нераспределенного фонда недр Южного федерального округа с целью вовлечения их в освоение в связи с уменьшением объемов работ и соответственно снижением цены контракта в сумме 3,6 млн. рублей.
Таким образом, законопроектом подтверждается экономия бюджетных ресурсов при одновременном невыполнение задач, на решение которых данные средства были предусмотрены при формировании проекта федерального бюджета на 2016 год.
Аналогичная ситуация отмечается и в отношении отдельных подпрограмм и мероприятий государственной программы "Управление федеральным имуществом", из 1,1 млрд. рублей сокращения по которой объяснены (в пояснительной записке) только 81 млн. рублей.
Комитет также отмечает, что снижение объема бюджетных ассигнований на реализацию целого ряда важнейших мероприятий при увеличении объема бюджетных ассигнований по направлениям, не связанным с решением первоочередных государственных задач, обеспечением безопасности населения, вызывает вопросы в части эффективности такого распределения бюджетных средств.
Например, вызывает сомнение обоснованность сокращения более чем на 500 млн. руб. объем бюджетных ассигнований, направляемых на субсидирование приобретения специализированной лесопожарной техники, учитывая ситуацию с лесными пожарами в Российской Федерации, и увеличение бюджетных ассигнований по направлению "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти" на предоставление субсидии открытому акционерному обществу "Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации "Звезда" в связи с информационным обеспечением ежедневных круглосуточных выпусков теле- и радиоканала в сумме 1 070,0 млн. рублей.
Таким образом, по мнению Комитета, требуется корректировка предлагаемых законопроектом изменений с учетом вышеуказанных замечаний.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает целесообразным подержать принятие в первом чтении проекта федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" (об уточнении параметров федерального бюджета на 2016 год), внесенного Правительством Российской Федерации, при условии получения дополнительных и детальных обоснований изменения объемов бюджетных ассигнований и последствий предлагаемых решений, а также учета данных сведений при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2017-2019 гг.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.