Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел представленный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" в части финансирования образования и науки и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год". Законопроектом устанавливается уменьшение общего объема доходов на 369,9 млрд. рублей или на 1,4% к ВВП за счет снижения нефтегазовых доходов в сумме 1 267,4 млрд. рублей (1,9% к ВВП) и увеличения ненефтегазовых доходов в сумме 897,5 млрд. рублей (0,5% к ВВП).
Общий объем расходов увеличивается на 304,3 млрд. рублей и составит в 2016 году 16 403,0 млрд. рублей или 19,8% к ВВП, что на 0,7% ниже уровня, утвержденного Федеральным законом N 359-ФЗ (за счет роста прогнозируемого объема ВВП в 2016 году).
Дефицит федерального бюджета в 2016 году составит 3 034,4 млрд. рублей или 3,7% к ВВП, что на 0,7% выше уровня, утвержденного Федеральным законом N 359-ФЗ.
В Федеральном законе N 359-ФЗ бюджетные ассигнования по разделу "Образование" в 2016 году предусмотрены в объеме 564 301,7 млн. рублей. Законопроектом объем бюджетных ассигнований по указанному разделу предлагается уменьшить на 26 083,4 млн. рублей, соответственно он составит 538 218,3 млн. рублей.
В Федеральном законе N 359-ФЗ бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы в 2016 году предусмотрены в объеме 412 427,0 млн. рублей. Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы предлагается уменьшить на 9 256,3 млн. рублей, соответственно он составит 403 170,7 млн. рублей.
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе включает:
1) увеличение бюджетных ассигнований на:
- проведение капитального ремонта МДЦ "Артек" в сумме 2 325,8 млн. рублей;
- реализацию отдельных направлений деятельности (образовательная, исследовательская и экспертно-аналитическая деятельность, совершенствование материально-технической базы) образовательных организаций высшего образования, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в сумме 858,6 млн. рублей;
- подготовку обучающихся по программам военной подготовки сержантов, старшин, солдат и матросов запаса на базе факультетов военного обучения (военных кафедр) в федеральных государственных бюджетных и автономных учреждениях высшего образования в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации, определяющего порядок финансового обеспечения подготовки обучающихся по программам военной подготовки сержантов, старшин, солдат и матросов запаса на базе факультетов военного обучения (военных кафедр), в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2014 года N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статьи 25 и 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в сумме 450,0 млн. рублей;
- софинансирование капитальных вложений в объект "Инженерная школа в г. Комсомольск на Амуре" в целях обеспечения доступности в общеобразовательных организациях подготовки инженерно-технической и физико-математической направленности в сумме 57,0 млн. рублей;
- предоставление субсидий из федерального бюджета молодежным и детским общественным объединениям на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 795 по итогам проведенного конкурса в сумме 43,2 млн. рублей;
- предоставление субсидий негосударственным образовательным организациям среднего профессионального образования в рамках подпрограммы "Развитие профессионального образования" в связи с увеличением числа обучающихся по результатам проведения конкурсных процедур в сумме 29,2 млн. рублей;
- предоставление субсидии общественно-государственному объединению "Юность России" в связи с необходимостью увеличения ассигнований на проведение мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и обучающейся молодежи, в сумме 20,0 млн. рублей;
- проведение капитального ремонта в ФГБОУ ВО "Курганская государственная сельскохозяйственная академия" в связи с протечкой мягкой кровли крыши зданий в сумме 20,0 млн. рублей;
- реализацию мероприятий по проведению Российско-Германского форума общественности "Петербургский диалог" в сумме 12,0 млн. рублей;
- предоставление грантов победителям смотра-конкурса на звание "Лучший казачий кадетский корпус" в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 14 июля 2016 года N 340 "О денежном поощрении победителей смотра-конкурса на звание "Лучший казачий кадетский корпус" в сумме 6,0 млн. рублей;
- предоставление субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральному государственному бюджетному учреждению "Главэкспертцентр" в связи с передачей функций оператора автоматизированной информационной системы по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранных государствах, в сумме 3,0 млн. рублей;
- выплату компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа при переезде лиц (работников), а также членов их семей при заключении (расторжении) трудовых договоров с организациями, финансируемыми из федерального бюджета, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с увеличением численности работников данной категории в сумме 1,8 млн. рублей;
- выплату компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с увеличением численности работников данной категории в сумме 1,7 млн. рублей;
- оплату расходов, связанных с участием сборных команд школьников Российской Федерации в международных олимпиадах по учебным предметам, в сумме 1,1 млн. рублей;
- выполнение государственного задания федерального государственного бюджетного учреждения "Центр защиты прав и интересов детей" в связи с его реорганизацией в сумме 0,6 млн. рублей;
- выплату компенсации на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, в связи с увеличением числа получателей данной выплаты в сумме 0,2 млн. рублей;
2) уменьшение бюджетных ассигнований на 10% в сумме 11 611,2 млн. рублей, а также уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
- приобретение учебно-лабораторного корпуса для Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского в связи со снижением стоимости приобретения указанного объекта в объеме 613,5 млн. рублей;
- строительство объектов учреждений высшего образования в рамках мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в связи с уточнением расходов по результатам проведения конкурсных процедур и невозможностью освоения бюджетных ассигнований в 2016 году в объеме 275,7 млн. рублей;
- выплату стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации для обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, по результатам конкурсного отбора в объеме 257,4 млн. рублей;
- предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам, предоставляемым студентам образовательных организаций высшего образования, в связи с уточнением расходов исходя из прогнозируемой банками потребности в бюджетных ассигнованиях на указанные цели в объеме 64,8 млн. рублей;
- мероприятия по восполнению дефицита мест в студенческих общежитиях в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в связи с уточнением расходов по результатам проведения конкурсных процедур в объеме 53,6 млн. рублей;
- предоставление субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, в том числе молодежным и детским общественным объединениям, на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, предусмотренных государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", в объеме 43,9 млн. рублей;
- предоставление субсидий организациям, осуществляющим мероприятия по содействию развитию дополнительного образования детей, за счет уточнения объемов государственной поддержки указанным организациям по результатам проведенного конкурса в объеме 46,8 млн. рублей;
- оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2015 году и неиспользованных на 1 июня 2016 г., в сумме 32,6 млн. рублей;
- предоставление субсидий негосударственным образовательным организациям высшего образования в связи с образовавшейся экономией по результатам проведения конкурсных процедур в сумме 29,1 млн. рублей;
- выплату стипендий Президента Российской Федерации для обучающихся за рубежом студентов и аспирантов в связи с уточнением расходов на выплаты данных стипендий по результатам конкурса, проводимого в соответствии с приказом о назначении стипендии, в сумме 18,0 млн. рублей;
- строительство объектов Всероссийского детского центра "Океан" в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в связи с уточнением расходов по результатам проведения конкурсных процедур в сумме 14,0 млн. рублей;
- обучение граждан Российской Федерации в Европейском университетском институте во Флоренции в связи с уточнением числа обучающихся в сумме 12,4 млн. рублей;
- мероприятия по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в связи экономией по результатам конкурсных процедур в объеме 5,4 млн. рублей;
- выплату работникам компенсации расходов по проезду к месту командировки и обратно в связи приобретением проездных документов по более выгодным тарифам в сумме 3,0 млн. рублей;
- проведение международных олимпиад в связи уточнением бюджетных ассигнований по результатам проведения аукционов на право заключения в 2016 году государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) по транспортному обеспечению участия сборных команд Российской Федерации в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам (снижение стоимости контракта), а также переносом международной химической олимпиады из Пакистана в Республику Грузия в сумме 2,0 млн. рублей;
- проведение капитального ремонта (субсидии бюджетным учреждениям на иные цели) в связи с уточнением расходов по результатам проведения конкурсных процедур в сумме 1,7 млн. рублей;
- организационно-методическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" в связи с уточнением бюджетных ассигнований по результатам проведения конкурсных процедур в сумме 0,9 млн. рублей;
- выполнение государственного задания федеральному государственному бюджетному учреждению "Центр защиты детей" в связи с его реорганизацией в сумме 0,6 млн. рублей.
В Федеральном законе N 359-ФЗ бюджетные ассигнования на финансирование гражданской науки в 2016 году предусмотрены в объеме 315,1 млрд. рублей. Законопроектом объем бюджетных ассигнований на гражданскую науку предлагается уменьшить на 30,8 млрд. рублей, что в конечном итоге составит 284,3 млрд. рублей. Планируется снижение расходов на фундаментальные исследования на 4 809,6 млн. рублей, и соответственно их размер составит 105 789,1 млн. рублей. Прикладные научные исследования в области национальной экономики планируется сократить на 15 506,2 млн. рублей до 115 693,3 млн. рублей.
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы в 2016 году предлагается уменьшить на 15 317,2 млн. рублей, соответственно он составит 142 357,2 млн. рублей.
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований на:
- финансирование мероприятий по предоставлению грантов юридическим лицам на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях реализации Национальной технологической инициативы в сумме 2 000,0 млн. рублей;
- осуществление платежей в целях обеспечения реализации соглашений с правительствами иностранных государств и международными организациями в части обеспечения научно-исследовательской деятельности ученых за рубежом в связи с изменением курса доллара США в объеме 117,6 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований на 10% в сумме 9 941,6 млн. рублей, а также уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
- реализацию плана мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы в соответствии с поручением Д.А.Медведева от 19 сентября 2016 года N ДМ-П8-5656р в сумме 5 000,0 млн.рублей;
- реализацию Национальной технологической инициативы в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 19 сентября 2016 г. N ДМ-П8-5656р в сумме 2 000,0 млн. руб.
- предоставление грантов Правительства Российской Федерации на проведение научных исследований под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах Российской Федерации в связи с образовавшейся экономией по результатам проведения конкурсных процедур и расторжения двух договоров по решению Совета по грантам Правительства Российской Федерации в сумме 117,6 млн. рублей;
- предоставление субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений в связи с отказом от финансирования и расторжением договоров получателями субсидий в сумме 88,0 млн. рублей;
- выплату стипендии Президента Российской Федерации молодым ученым и аспирантам в связи с образовавшейся экономией по результатам проведения конкурсных процедур и сокращением числа получателей стипендии в сумме 2,1 млн. рублей;
- предоставление грантов Президента Российской Федерации молодым российским ученым в связи с расторжением договоров по решению Совета по грантам Президента Российской Федерации в сумме 1,2 млн. рублей.
Комитет Государственной думы по образованию и науке отмечает, что:
по ряду позиций сокращения коснулись приоритетных направлений реализации политики в сфере образования и науки:
1. Стипендиальное обеспечение и грантовая поддержка молодых ученых. Законопроектом предлагается сократить ассигнования на выплату стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации для обучающихся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, выплату стипендии Президента Российской Федерации молодым ученым и аспирантам, предоставление грантов Президента Российской Федерации молодым российским ученым в связи с расторжением договоров по решению Совета по грантам Президента Российской Федерации.
Комитет обращает внимание на то, что данные сокращения приобретают систематический характер. Так, в заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 26 августа 2016 г. N 43К) отмечается, что Минобрнауки России провело уменьшение фактического количества получателей стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по отношению к планируемому числу.
Сложившаяся ситуация требует усиления мер парламентского контроля.
2. Комитет по образованию, Счетная Палата Российской Федерации неоднократно обращали внимание на недостижение значения показателя Указа N 599 (абзац 5 подпункта "в" пункта 1) "увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета".
При этом в рассматриваемом законопроекте планируется сокращение предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, в том числе молодежным и детским общественным объединениям, на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, предусмотренных государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" и на предоставление субсидий организациям, осуществляющим мероприятия по содействию развитию дополнительного образования детей.
3. В своих заключениях при рассмотрении проектов бюджетов Комитет по образованию неоднократно обращал внимание на необходимость расширения программы строительства и реконструкции общежитий высших учебных заведений в целях восполнения имеющегося дефицита мест в общежитиях.
В рассматриваемом законопроекте предлагается сокращение финансирования мероприятий по восполнению дефицита мест в студенческих общежитиях в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.
4. Национальная технологическая инициатива является основой для обеспечения перспективных научных и инновационных разработок, при этом предлагаемые изменения сокращают финансирование реализации плана мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы и реализацию Национальной технологической инициативы.
Рассмотрев проект федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год", Комитет Государственной Думы по образованию и науке высказывает следующие замечания и предложения:
рекомендовать Правительству Российской Федерации отказаться от практики сокращения объемов финансирования по указанным выше приоритетным направлениям реализации государственной политики в сферах образования и науки;
просить комитет Государственной Думы по бюджету и налогам разработать систему парламентского контроля по повышению ответственности федеральных органов исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками и исполнителями государственных программ, а также государственных академий наук и государственных фондов, за целевое и эффективное расходование бюджетных средств, предусматриваемых ежегодно в федеральных законах о федеральном бюджете на очередной календарный год и соответствующий плановый период.
В соответствии с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" в первом чтении и учесть представленные замечания и предложения при доработке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.