Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1073440-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на совершенствование правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с реализацией физическими и юридическими лицами права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров.
В подпункте "а" пункта 1 законопроекта (новая редакция пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (далее - Федеральный закон)) терминологический ряд "участие в профилактике и тушении пожаров" необходимо привести в соответствие с нормами части 1 статьи 1 Федерального закона. Замечание аналогичного характера касается новой редакции пункта 2 статьи 15 Федерального закона (подпункт "а" пункта 9 проекта).
Согласно проектируемому пункту 7 статьи 2 Федерального закона (пункт "б" пункта 1 проекта) предлагается определить участие в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ как действия по спасению людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидации пожара и проведению аварийно-спасательных работ. Предложение требует обсуждения исходя из того, что согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию. Кроме того, в отношении проведения аварийно-спасательных работ добровольными пожарными следует иметь ввиду, что в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ), установлено требование специальной подготовки, экипировки и оснащения, поскольку аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей.
Пунктом 2 проекта предлагается отнести к правовой основе создания и деятельности добровольной пожарной охраны локальные нормативные акты организаций. Предложение требует обсуждения исходя из того, что принадлежность к правовой основе каких либо общественных отношений предполагает его нормативно правовую составляющую. При этом следует учитывать, что нормативно правовой акт - это, прежде всего, акт, принимаемый органом, уполномоченным государством (государственным органом или органом местного самоуправления) (см. пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").
Полагаем, что проектируемая часть 10 статьи 6 Федерального закона нуждается в обсуждении, поскольку из части 1 статьи 6 Федерального закона и статьи 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" следует, что учредителями общественного объединения выступают не только физические лица, но и юридические лица. При этом неясно, в связи с чем приобретение статуса юридического лица возможно только общественными объединениями пожарной охраны, созданными исключительно физическими лицами.
Новая редакция части 4 статьи 8 Федерального закона (подпункт "в" пункта 5 законопроекта), по нашему мнению, изложена некорректно, поскольку в рамках гражданско-правового договора назначение на должность не производится. Следует иметь в виду, что заключаться трудовые и гражданско-правовые договоры могут, если добровольная пожарная команда является юридическим лицом. При этом из последнего предложения новой редакции части 4 статьи 8 Федерального закона (подпункт "в" пункта 5 законопроекта) следует, что на добровольных пожарных могут быть одновременно возложены с их письменного согласия функции и руководителя территориальной добровольной пожарной команды, и бухгалтера, и водителя мобильных средств пожаротушения, что нуждается в уточнении.
Из новой редакции части 2 статьи 10 Федерального закона (пункт 6 законопроекта) следует, что требования к возрасту добровольных пожарных предъявляются только к тем добровольным пожарным, которые участвуют в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ, по нашему мнению, подобного рода требования необходимо указать и в отношении добровольных пожарных, которые будут участвовать в профилактике пожаров.
Редакцию части 2 статьи 10 Федерального закона (пункт 6 законопроекта) в части указания на I группу состояния здоровья следует согласовать с нормами Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (статья 46). Также, по нашему мнению, необходимо указать в каком порядке будет проводиться указанная диспансеризация, будет ли на период ее прохождения за физическими лицами сохраняться место работы и средний заработок, а также за чей счет она будет проводиться.
В проектируемой редакции части 7 статьи 18 Федерального закона (подпункт "б" пункта 11 законопроекта) необходимо указать, что ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы добровольным пожарным предоставляются по их письменному заявлению (см., например, статью 128 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)), что будет указывать на право, а не обязанность добровольного пожарного использовать указанный отпуск. Кроме того, следует указать в каких днях - рабочих или календарных будет предоставляться "ежегодный дополнительный отпуск с сохранением заработной платы", предусмотренный новой редакцией части 7 статьи 18 Федерального закона (подпункт "б" пункта 11 законопроекта). Одновременно отмечаем, что в соответствии со статьей 116 Кодекса предоставляются "ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска", в связи, с чем текст законопроекта необходимо привести в соответствие с Кодексом.
В части установления типового перечня работ, выполняемых добровольными пожарными и работниками добровольной пожарной охраны (подпункт "б" пункта 14 проекта) положения законопроекта необходимо согласовать с нормами Кодекса.
Пунктом 7 статьи 15 Федерального закона на работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, осуществляющих деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, возлагается обязанность по осуществлению необходимых действий по обеспечению безопасности людей и спасению имущества при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Предложение не соответствует концепции Федерального закона, регулирующего общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (статья 1 Федерального закона). При этом следует иметь ввиду, что аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения (Федеральный закон N 151-ФЗ).
Также в дополнительном обсуждении нуждается механизм реализации права на возмещение за счет средств соответствующего бюджета публично-правового образования расходов добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны (новая часть 8 статьи 18 Федерального закона), поскольку законопроектом предлагается установить право органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предоставлять соответствующее возмещение.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.