Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1042894-6 "О внесении изменения в статью 90 Земельного кодекса Российской Федерации в части, касающейся земель железнодорожного транспорта в границах полос отвода железных дорог", внесенный членами Совета Федерации С.В. Шатировым, А.П. Майоровым, М.П. Щетининым, депутатом Государственной Думы В.И. Афонским, а также Н.В. Герасимовой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы (далее - Законопроект), и сообщает следующее.
В соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Законопроектом предлагается изложить указанное положение в новой редакции, предусматривающей, что земли железнодорожного транспорта в границах полос отвода железных дорог могут использоваться для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов и иных целей (за исключением размещения автозаправочных станций любых типов).
Комитет считает необходимым отметить, что фактически действующие положения абзаца пятого пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют вопросы предоставления земельных участков, расположенных в полосах отвода железных дорог. Вместе с тем, порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в настоящее время урегулирован положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом порядок предоставления земельных участков, установленный соответствующими нормами главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривает использования такого понятия как "свободный земельный участок".
Учитывая, что Законопроект предусматривает исключение из положений статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, посвященных правовому режиму земель транспорта, норм о порядке предоставления земельных участков, концепция Законопроекта может быть поддержана.
Однако по Законопроекту имеются замечания.
Так, в частности, действующая редакция абзаца пятого пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что использование земельных участков в границах полос отвода железных дорог должно осуществляться при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. Вместе с тем, положениями Законопроекта предлагается данное правило исключить, что, по мнению Комитета, может привести к созданию угрозы безопасности движения по железным дорогам. Кроме того, такие изменения также вызывают опасение в связи с тем, что перечень целей, для которых могут использоваться земли железнодорожного транспорта в границах полос отвода железных дорог, остается открытым.
Необходимо отметить, что предназначение земельных участков, составляющих полосу отвода железных дорог определено статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в соответствии с которой полоса отвода железных дорог - это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Таким образом, установление каких-либо иных целей использования данных земельных участков должно осуществляться с учетом указанного назначения земельных участков в полосе отвода железных дорог.
Кроме того, следует учитывать существующие ограничения использования полос отвода железных дорог. Так, к примеру, согласно пункта 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить, в частности, следующий режим использования земельных участков:
- не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
- не допускать в местах расположения инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, если это угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а в местах расположения водопроводных, канализационных сетей и водозаборных сооружений - проведение сельскохозяйственных работ.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает Законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии доработки ко второму чтению с учетом вышеуказанных замечаний, а также необходимости:
- создания рабочей группы по доработке законопроекта ко второму чтению с участием членов Комитета, представителей Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, иных заинтересованных лиц, в том числе Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, транспортной прокуратуры, экспертного сообщества;
- отражения в положениях законопроекта особенностей использования земель, находящихся в полосах отвода железных дорог общего и необщего пользования.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.