Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 1053173-6 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)"
(в части уточнения положений о сроке оплаты работ или услуг),
внесенному В.Н. Тетекиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 1053173-6 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" (в части уточнения положений о сроке оплаты работ или услуг), внесенный В.Н. Тетекиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (далее также - законопроект).
Автором законодательной инициативы предлагаются изменения в пункт 1 статьи 711 "Порядок оплаты работ" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и в пункт 1 статьи 781 "Оплата услуг" ГК РФ. Законопроектом предлагается закрепить в ГК РФ императивное правило о том, что оплата цены работ по договору подряда или цены услуг по договору возмездного оказания услуг должна быть произведена не позднее 30 календарных дней с момента, соответственно, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, предусматривается предельный срок оплаты выполненных работ или оказанных услуг. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что новелла направлена на законодательное сокращение периода между выполнением работ или оказанием услуг и их оплатой, что должно стимулировать развитие предпринимательской деятельности.
Комитет отмечает, что предлагаемые изменения вызывают существенные возражения. Гражданское законодательство основывается на принципе диспозитивности. Так, в силу положений статьи 1 ГК РФ физические лица и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При этом гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Существующая конструкция подрядных отношений и отношений возмездного оказания услуг предполагает определение срока оплаты по усмотрению сторон, с учетом конкретных особенностей тех или иных отношений (этапы и сроки выполнения работ или оказания услуг, порядок приемки, условия об авансе и других особенностей). Установление в ГК РФ предельного срока исполнения обязанности по оплате работ или услуг является необоснованным ограничением свободы договора (статья 421 ГК РФ). Кроме того, правило о предельном сроке поставит подрядчиков и исполнителей в неравные условия по сравнению с лицами, осуществляющими деятельность по другим гражданско-правовым договорам (хранение, аренда, перевозка грузов и так далее).
Комитет также обращает внимание, что проектируемые нормы сформулированы некорректно, так как определяют момент начала течения срока по оплате "моментом оказания услуг (выполнения работ)". В этом случае возникает вопрос о соотнесении данной нормы с положениями статьи 720 ГК РФ, регулирующими порядок приемки работ. Приемка происходит на основании соответствующего акта. При возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Таким образом, проектируемые нормы могут привести к многочисленным судебным спорам, связанным с установлением момента исчисления срока по оплате цены договора.
Следует учитывать, что ГК РФ предусматривает достаточно механизмов обеспечения интересов кредитора по денежному обязательству. Это и нормы об ответственности за неисполнение обязательств и положения статьи 317.1 ГК РФ о законных процентах за пользование денежными средствами, которые стороны могут предусмотреть в договоре. Предлагаемые же законопроектом изменения не соответствуют базовому принципу гражданских правоотношений - принципу диспозитивности и могут оказать негативное влияние на стабильность гражданского оборота.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1053173-6 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" (в части уточнения положений о сроке оплаты работ или услуг), внесенный В.Н. Тетекиным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.