Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1114853-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации"
(в части требований, предъявляемых к арбитражным заседателям)",
внесенный Верховным Судом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1114853-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (в части требований, предъявляемых к арбитражным заседателям) (далее - законопроект), направлен на обеспечение единого правового регулирования требований, предъявляемых к судьям и арбитражным заседателям, привлеченным к рассмотрению дел в арбитражных судах.
В частности, законопроектом предлагается дополнить перечень лиц, которые не могут быть арбитражными заседателями. Так, арбитражными заседателями в соответствии с законопроектом не могут быть лица, состоящие в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем и заместителем председателя того же суда. Следует отметить, что предлагаемое изменение подлежит дополнительному обсуждению.
Во-первых, по мнению Комитета, перечень лиц, указанных в законопроекте, слишком широк. Так, например, согласно статье 3 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. Согласно положениям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 N 23 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей" судья, присяжный заседатель не могут участвовать в производстве по уголовному делу, если они являются близкими родственниками или родственниками любого из участников производства по данному уголовному делу. Т.е. в отношении присяжных заседателей в законодательстве не предусмотрены ограничения, аналогичные ограничениям, указанным в законопроекте в отношении арбитражных заседателей.
Во-вторых, наличие свойства между указанными лицами и председателем или заместителем председателя соответствующего арбитражного суда не может свидетельствовать о необъективности арбитражного заседателя. Более того, согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья, арбитражный заседатель подлежат отводу, если лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности.
С учетом отмеченного Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1114853-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации", внесенного в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.