Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
по проекту федерального закона N 307935-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(в части установления ответственности за создание финансовой пирамиды и (или) руководство ее деятельностью)
Внесен депутатами Государственной Думы Р.М. Марданшиным, Д.Ф. Вяткиным, А.Н. Дегтяревым и другими
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 307935-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на установление уголовной ответственности за создание финансовой пирамиды и руководство ее деятельностью. В связи с чем предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьей 172.1 "Создание финансовой пирамиды и (или) руководство ее деятельностью".
Комитет в целом поддерживает концепцию указанного проекта федерального закона, однако его отдельные положения требуют существенной доработки по следующим основаниям.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что суть финансовой пирамиды состоит в привлечении денежных средств физических или юридических лиц посредством обещаний высокой прибыльности от взносов, производимых в фонд такой организации или объединения физических лиц.
Однако в примечаниях к проектной статье предлагается признавать финансовой пирамидой организацию, систематически привлекающую денежные средства исключительно физических лиц (населения).
Вместе с тем, пункт первый примечаний содержит определение финансовой пирамиды, которое включает в себя такую формулировку, как "объединение физических лиц". Однако указанная формулировка является неопределенной, не имеющей конкретного содержания, что может повлечь неоднозначное ее понимание и, как следствие, неоднозначное применение.
Также законопроектом не учтено, что деятельность финансовых пирамид в ряде случаев может быть связана с привлечением иного имущества или имущественных прав (помимо денежных средств).
Наряду с этим авторами законопроекта проводится деление финансовых пирамид на два типа: "классическая" модель финансовой пирамиды и "неклассическая" модель финансовой пирамиды.
Так, "классическая" модель финансовой пирамиды предполагает утаивание ее организаторами от потенциальных вкладчиков источника происхождения выплачиваемого им дохода, а также сокрытие информации, что на определенном этапе выплаты дохода по взносам могут быть прекращены.
"Неклассическая" модель финансовой пирамиды предполагает информирование вкладчиков о том, что выплаты им будут производиться за счет средств, полученных от других вкладчиков, и что на определенном этапе выплаты дохода могут быть прекращены.
Законопроектом предлагается признать финансовыми пирамидами именно "неклассическую" их разновидность, так как квалификация действий создателей "классической" финансовой пирамиды сложностей в правоприменительной практике не вызывает,- эти лица привлекаются к уголовной ответственности за мошенничество.
Однако сформулированное в примечаниях понятие финансовой пирамиды не содержит в себе четких критериев разграничения собственно финансовой пирамиды от иных организаций, которые ведут схожую по своему характеру деятельность, что может привести к необоснованному привлечению к уголовной ответственности лиц, добросовестно организовавших и осуществляющих подобную экономическую или финансовую деятельность.
Авторами в проектной части второй статьи 172.1 УК РФ предусматривается установление ответственности за создание финансовой пирамиды и (или) руководство ее деятельностью, сопряженное с привлечением денежных средств населения в крупном размере или причинившее значительный ущерб гражданину. Поскольку проектную статью 172.1 УК РФ предполагается разместить в главе 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" УК РФ, то Комитет полагает необходимым предусмотреть и определение крупного размера, а также значительного ущерба в указанной статье.
Также следует обратить внимание, что в примечаниях к статье 172.1 УК РФ содержится ссылка на часть четвертую указанной статьи, в то время как в рассматриваемой статье часть четвертая отсутствует.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении с учетом высказанных замечаний проект федерального закона N 307935-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Р.М. Марданшиным, Д.Ф. Вяткиным, А.Н. Дегтяревым и другими.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.