Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК) статьей 172.1 устанавливающей ответственность за создание финансовой пирамиды и (или) руководство ее деятельностью.
Предложение авторов законопроекта об установлении уголовной ответственности за указанные деяния в целом поддерживается.
Вместе с тем используемая формулировка "объединение физических лиц" в пункте 1 примечаний к предлагаемой законопроектом статье 172.1 УК для определения понятия "финансовая пирамида" не применяется в уголовном законодательстве, в связи с чем не соответствует неоднократно обозначенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 22 июля 2002 г. N 14-П и от 6 апреля 2004 г. N 7-П), согласно которой неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение.
Кроме того, в пункте 2 примечаний к статье 172.1 УК в редакции законопроекта содержатся условия освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление, предусмотренное частью четвертой данной статьи. Однако в статье 172.1 УК в редакции законопроекта отсутствует часть четвертая.
В части второй статьи 172.1 УК в редакции законопроекта предусматривается установление ответственности за создание финансовой пирамиды и (или) структурного подразделения финансовой пирамиды, а равно руководство финансовой пирамидой и (или) структурным подразделением финансовой пирамиды, сопряженное с привлечением денежных средств населения в крупном размере или причинившее значительный ущерб гражданину.
Между тем определение значительного ущерба гражданину, данное в пункте 2 примечаний к статье 158 УК, распространяется только на статьи главы 21 (Преступления против собственности) УК, в то время как статью 172.1 УК законопроектом предлагается отнести к числу преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК).
Частью второй статьи 172.1 УК в редакции законопроекта предусматривается установить ответственность за деяния, характеризующиеся различной степенью общественной опасности, однако за их совершение предусматривается установить одинаковые санкции. Это не согласуется с положениями статьи 6 УК, в соответствии с которыми наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления.
Относительно статьи 3 законопроекта необходимо отметить, что особый порядок вступления в силу, отличный от общего порядка, установленного статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", должен быть обоснован в пояснительной записке к законопроекту.
По мнению Правительства Российской Федерации предлагаемая редакция законопроекта нуждается в существенной доработке.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 1 июля 2013 г. N 3750п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 307935-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", вносимый депутатами Государственной Думы Р.М. Марданшиным, Д.Ф. Вяткиным, А.Н. Дегтяревым и другими"
Текст письма официально опубликован не был