Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 15469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона " О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект подготовлен в соответствии со статьей 421 Трудового кодекса Российской Федерации в рамках работы по поэтапному доведению минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) до величины, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в соответствии со статей 421 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливаются федеральным законом. Соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят.
С учетом установления Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) с 1 июля 2016 г. МРОТ в сумме 7500 рублей, по предварительной оценке в 2016 году соотношение возрастет до 69,9%.
Законопроектом предлагается установить МРОТ с 1 июля 2017 г. в сумме 7890 рублей в месяц (повышение на 5,2%), что, по предварительной оценке позволит сохранить достигнутое соотношение с минимумом трудоспособного населения.
Повышение МРОТ в 2017 году коснется 0,93 млн. работников. Из них 70,4% - работники занятые в государственных и муниципальных учреждениях.
По данным Роструда, по состоянию на июнь 2016 года имелось 1,4 млн. вакансий. Учитывая изложенное принятие законопроекта и поэтапное повышение МРОТ не окажет практического влияния на уровень занятости.
По оценке Минтруда России, повышение МРОТ будет способствовать:
увеличению выплат страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц в 2017 году на 2,7 млрд. рублей;
повышению покупательной способности минимального размера оплаты труда и увеличению платежеспособного спроса на товары отечественного производства в 2017 году на 5,4 млрд. рублей;
снижению размеров выплат "серой" заработной платы.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
При проведении расчета за основу были взяты данные Росстата о распределении численности работников по размерам начисленной заработной платы в экономике Российской Федерации за апрель 2015 г. Расчет производился для организаций государственной и муниципальной формы собственности и отдельно для негосударственной формы собственности. За основу было взято распределение работников в % (доля от общей численности) распределения Росстата за апрель 2015 года. Учитывая, что указанное обследование Росстата является выборочным и охватывает неполный круг организаций, при проведении расчета была проведена корректировка численности работников, с учетом данных о численности работников государственных и муниципальных учреждений по форме П-4 Росстата (10,6 млн. человек).
Расчет численности в каждом из диапазонов осуществлялся:
для бюджетной сферы: путем умножения доли от общей численности работников в диапазоне на общую численность работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях;
для реального сектора экономики путем умножения доли от общей численности работников в диапазоне на разницу между общей численностью наемных работников и числом работников занятых в государственных и муниципальных учреждениях.
Для реального сектора экономики средняя заработная плата в диапазонах распределения Росстата корректировалась по годам с учетом прогнозируемого роста средней заработной платы в целом по Российской Федерации.
Дополнительная потребность в финансовых средствах рассчитывалась как сумма, необходимая на доведение средней заработной платы работников, вошедших в соответствующий диапазон, до МРОТ, умноженная на число работников диапазона распределения. В случае, когда верхняя граница диапазона была выше МРОТ, число работников корректировалось по формуле: Число работников диапазона* (МРОТ - нижняя граница)/(верхняя граница - нижняя граница).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Реализация законопроекта потребует дополнительные финансовые средства на повышение заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях в 2017 году - 6,74 млрд. рублей, в том числе 2,27 млрд. рублей из федерального бюджета. В организациях реального сектора экономики дополнительные расходы оцениваются в 1,37 млрд. рублей.
Повышение МРОТ в 2017 году коснется 0,93 млн. работников. Из них 70,4% - работники занятые в государственных и муниципальных учреждениях.
Источником покрытия финансовых средств в отношении федеральных учреждений является федеральный бюджет, в отношении учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений - бюджеты субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу каких-либо федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения каких-либо нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.