Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в части вопросов, относящихся к ведению Комитета.
Исполнение федерального бюджета в 2015 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) и нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение. Законопроект составлен в соответствии с требованиями статьи 264.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предусматривает утверждение отчета об исполнении федерального бюджета за 2015 год.
О ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Юстиция"
Программа утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. N 312. В 2015 г. изменения в государственную программу "Юстиция" вносились Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 93-Ф3 "О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"". Целью программы является развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону. Программа реализует направление государственной политики - "Эффективное государство". Следует отметить, что госпрограмма "Юстиция" по оценке Минэкономразвития получила высокую оценку достижения плановых значений показателей 95,3%. Обращает на себя внимание существенный рост объема выполненных судебных экспертиз и экспертных исследований (в натуральном выражении) (до 161 586 единиц). Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по данной программе составило 96,5% и получило оценку выше среднего. Следует отметить уменьшение количества оспариваемых в судебном порядке решений Минюста России и его территориальных органов по сравнению с 2014 годом. Эффективность деятельности ответственного исполнителя (Минюст России) составила 100%. Федеральным законом N 384-ФЗ на реализацию государственной программы "Юстиция" утверждены бюджетные ассигнования на 2015 год в сумме 278 248 671,9 тыс. рублей. Сводная бюджетная роспись на 31 декабря 2015 г. по госпрограмме составляла 287 272 703,3 тыс. рублей. Значение показателя эффективности реализации этой госпрограммы в 2015 году составляет 91,4 %.
Однако в процессе реализации программы не достигнуты следующие, интересующие Комитет, показатели:
1. Соотношение общего количества адвокатов, имеющих действующий статус, сведения о которых внесены в реестр, к населению Российской Федерации" (план - 0,07%, факт - 0,05%) и "Соотношение общего количества нотариусов, сведения о которых внесены в реестр, к населению Российской Федерации" (план - 0,007%, факт - 0,005%).
2. Доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств (в процентном отношении от общего количества находящихся на исполнении в отчетном периоде исполнительных производств)" (план - 47,5%; факт - 38,6%). Основными причинами невыполнения данного показателя в 2015 году явились:
увеличение количества поступивших на принудительное исполнение исполнительных документов. Так, в 2015 году возбуждено более 45,6 млн. исполнительных производств, что на 6 млн. исполнительных производств больше, чем в 2014 году; рост нагрузки на судебного пристава-исполнителя по общему количеству исполнительных производств составил 2 882 исполнительных производств (2014 год - 2 506 исполнительных производства); высокая текучесть кадров.
3. Количество следственных изоляторов, в которых подследственные содержатся в соответствии с условиями, установленными законодательством Российской Федерации (в процентах от общего количества следственных изоляторов)" (план - 65,7%; факт - 64,3%).
4. Количество следственных изоляторов, в которых подследственные содержатся в соответствии с международными стандартами (в процентах от общего количества следственных изоляторов) (план - 2,6%; факт - 1,9%). Плановые значения не достигнуты в связи с сокращением в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 93-Ф3 "О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"" бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)" в 2015 году на 1,5 млрд. рублей.
5. Высокая доля судебных экспертиз и экспертных исследований, проведенных с нарушением сроков, в общем количестве судебных экспертиз и экспертных исследований ввиду недостаточной штатной численности системы судебно-экспертных учреждений Минюста России и существенно выросшим количеством назначений в судебно-экспертных учреждениях Минюста России.
Госпрограммой предполагалась разработка необходимых для ее исполнения нормативно правовых документов. Однако не разработана Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи, направленная на обеспечение доступа граждан и юридических лиц на получение квалифицированной юридической помощи.
На рассмотрении Государственной Думы отсутствует проект федерального закона о профессиональной юридической помощи в Российской Федерации, направленный на оптимизацию процедуры допуска к профессии адвоката и стандартизацию рынка профессиональной юридической помощи.
Не внесен на рассмотрение Государственной Думы запланированный на 2014 г. проект федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации, предусматривающий: введение на всей территории Российской Федерации единой не бюджетной модели нотариата; оптимизацию процедуры допуска к профессии нотариуса; подробную регламентацию организации нотариальной деятельности; обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций; повышение роли института нотариата в Российской Федерации; детальную регламентацию процедуры (правил) совершения всех нотариальных действий; совершенствование контроля в сфере нотариата.
Также не поступил на рассмотрение проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", предусматривающий устранение препятствий межведомственного электронного взаимодействия.
Не поступил проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", предусматривающий наделение ФССП России отдельными полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, внесение которого было запланировано на 2015, и проект Исполнительного кодекса Российской Федерации, кодифицирующий законодательство, регулирующее вопросы исполнения судебных и иных юрисдикционных актов.
Таким образом, следует признать, что бюджетные средства, выделенные на реализацию государственной программы "Юстиция", использовались достаточно эффективно. Однако требуется интенсификация работы исполнителей по обеспечению законотворческой части госпрограммы.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.