Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству отмечает следующее.
Исполнение федерального бюджета в 2015 году происходило в условиях продолжения действия неблагоприятных внешне- и внутриэкономических факторов, сформировавшихся в 2014 году, и характеризовалось снижением динамики экономического развития, существенным падением внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, сохранением повышенного уровня инфляции, увеличением просроченной задолженности по заработной плате, низким уровнем цен на энергоносители, высокой волатильностью курса национальной валюты по отношению к доллару и евро с тенденцией к ослаблению на фоне продолжения действия основных внешних и внутренних экономических факторов, сформировавшихся в 2014 году.
Номинальный объем ВВП по итогам 2015 года составил 80,8 трлн рублей, темп роста ВВП по сравнению с 2014 годом - 96,3%, снижение динамики наблюдается впервые с 2009 года, когда спад ВВП составил 7,8%.
В первом квартале 2015 года резко ухудшилась динамика большинства макроэкономических показателей, в результате чего результаты исполнения федерального бюджета в 2015 году существенно отличаются от параметров прогноза социально-экономического развития, заложенных при его формировании.
В 2015 году по сравнению с 2014 годом значительно снизились показатели, характеризующие внешнеэкономическую деятельность. Под влиянием падения цен на топливно-энергетические товары, металлургическую продукцию и продукцию химической промышленности (товаров, составляющих до 80% экспорта России), экспорт сократился на 31,3% к 2014 году и составил 345,9 млрд долларов США. Импорт товаров составил 184,5 млрд долл. США, потеряв 36,7% от величины поставок в 2014 году, причем на фоне ослабления рубля и общего сжатия инвестиционного спроса значительнее всего уменьшилась доля инвестиционного импорта. Снижение импорта продовольственных товаров помимо курсового фактора также произошло под действием продовольственных санкций.
В 2015 году существенно ухудшилась инвестиционная активность в экономике. Инвестиции в основной капитал упали на 8,4% к прошлому году, оказав заметное влияние на динамику ВВП. Сохранявшиеся на протяжении 2015 года жесткие условия кредитования, удорожание иностранного оборудования и негативная динамика частного потребления повлияли на сокращение ВВП.
По ряду видов экономической деятельности, в которых в 2014 году наблюдался рост, в 2015 году было отмечено снижение. Индекс промышленного производства снизился на 3,4%. При этом падение темпов промышленного производства было менее глубоким, чем сокращение ВВП, что обусловлено отчасти сохранением положительной динамики отдельных показателей конца 2014 года.
Положительная динамика по итогам 2015 года зафиксирована лишь в производстве продукции сельского хозяйства - 103% и по грузообороту транспорта - 100,2%, что в определенной мере является результатом реализуемых государством стимулирующих мер поддержки.
Заметно ухудшились показатели, характеризующие кредитную активность предприятий и организаций. За 2015 год кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные банковским сектором нефинансовым организациям, увеличились лишь на 12,7% (в 2014 году - на 31,3%), что свидетельствует о неполной реализации возможностей в 2015 году по активизации кредитования банками предприятий и организаций. При этом объем просроченной задолженности по кредитам и прочим размещенным средствам за 2015 год вырос на 66%, тогда как в 2014 году увеличение составляло 34%. Средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям (сроком до одного года, включая до востребования) выросла с 11,14% в 2014 года до 15,72% годовых в 2015 года, или в 1,4 раза. Указанный уровень ставки по кредитам остается достаточно высоким для большинства предприятий реального сектора экономики, что не позволяет им более активно использовать этот ресурс для финансирования инвестиционной деятельности. Ключевая ставка Банка России последовательно снижалась пять раз (с 17% до 11%).
В 2015 году произошло значительное ослабление курса рубля по отношению к доллару США по сравнению с 2014 годом. Среднегодовой номинальный курс доллара США к рублю составил 60,66 рубля за доллар США, что на 22,69 рубля, или в 1,6 раза, выше уровня 2014 года.
Причиной снижения экономической динамики в 2015 году явился комплекс взаимосвязанных внешне- и внутриэкономических факторов и условий.
К числу внешних условий, оказавших негативное влияние на динамику экономического развития в 2015 году, можно отнести: значительное падение цен на нефть марки "Юралс" (с 97,6 до 51,2 долларов США за баррель), ухудшение конъюнктуры мирового рынка для ряда других товаров традиционного российского экспорта; сохранение введенных в 2014 году рядом государств финансово-экономических санкций, включая запрет на осуществление займов на внешних рынках для крупнейших российских банков и компаний.
Помимо негативных внешних условий на социально-экономическое развитие Российской Федерации повлияли имеющиеся внутренние ресурсные и технологические ограничения, высокий уровень износа основных фондов, медленные темпы импортозамещения, низкий уровень благосостояния граждан, сохраняющиеся барьеры для ведения бизнеса.
В 2015 году степень износа основных фондов (на конец года) в целом по экономике впервые превысила 50-процентную отметку и составила 50,5%, что выше уровня 2014 года на 1,1 процентного пункта. При этом коэффициент обновления основных фондов снизился и составил в 2015 году 3,9%. Коэффициент выбытия основных фондов, начиная с 2010 года, сохраняется на низком уровне - 0,7 - 0,8%.
Уровень инфляции в декабре 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года составил 12,9%, что на 1,5 процентного пункта выше, чем в 2014 году. Цены на продовольственные товары в 2015 году по сравнению с декабрем 2014 года выросли на 14%, индекс цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в декабре 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года составил 10,1%.
Падение внутреннего потребительского спроса в 2015 году (оборот розничной торговли упал на 10%) происходило на фоне снижения динамики реальных располагаемых доходов населения (с 99,3% в 2014 году до 95,7% в 2015 году).
В 2015 году ситуация в сфере занятости сложилась менее благоприятно, чем в 2014 году общая численность безработных увеличилась на 375 тыс. человек и составила 4,264 млн. человек. Уровень безработицы в процентах к экономически активному населению составил 5,6%.
Официальный номинальный курс доллара США к рублю составил 60,66 рубля за доллар США, что на 22,69 рубля, или в 1,6 раза, больше, чем в 2014 году.
Таким образом, исполнение федерального бюджета в 2015 году было значительно усложнено переходом от "консервативного" сценария развития экономики, утвержденного в конце 2014 года, к "шоковому", выразившемся в необходимости принятия срочных мер адаптации к новым реалиям во всех сферах, включая социальную.
Основные характеристики федерального бюджета на 2015 год изменялись в течение года дважды - федеральными законами от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ и от 28 ноября 2015 г. N 329-ФЗ. При этом доходы и расходы федерального бюджета сначала были сокращены, а потом увеличены. Подобные корректировки были обусловлены существенными отклонениями макроэкономических показателей от их прогнозных значений.
В скорректированном в начале 2015 года прогнозе социально-экономического развития на 2015 год были существенно ухудшены практически все макроэкономические показатели, включая объем ВВП и уровень инфляции.
При этом несмотря на то, что 28 ноября 2015 года был принят Федеральный закон N 329-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", при подготовке которого была осуществлена корректировка прогноза на 2015 год, по итогам прошедшего года имели место отклонения фактических и прогнозных значений макроэкономических показателей, что может свидетельствовать о недостаточной степени точности и надежности разрабатываемых прогнозов, а констатации изменений по факту их появления.
Изменение основных показателей федерального бюджета и исполнение в 2015 году приведено в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели федерального бюджета в 2015 году
млрд. рублей | |||||
Наименование |
2014 год |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в редакции от: |
Исполнение |
||
ДОХОДЫ |
14 496,9 |
15 082,4 |
12 539,7 |
13 251,3 |
13 659,2 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
7 433,8 |
7 717,2 |
5 686,7 |
5 879,9 |
5 862,6 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
7 063,1 |
7 365,2 |
6 853,0 |
7 371,4 |
7 796,6 |
РАСХОДЫ |
14 831,6 |
15 513,1 |
15 215,0 |
15 417,3 |
15 620,2 |
ДЕФИЦИТ (-)/ ПРОФИЦИТ (+) |
-334,7 |
-430,7 |
-2 675,3 |
-2 166,0 |
-1 961,0 |
Доходы федерального бюджета в 2015 году составили 13 659,2 млрд. рублей, что на 833,7 млрд. рублей меньше показателя 2014 года и на 1 423 млрд рублей меньше первоначально утвержденного на 2015 год. Доля доходов федерального бюджета в ВВП снизилась с 18,6 до 16,9%. Из них 42% или 5 862,6 млрд. рублей составили нефтегазовые доходы (что на 1,5 трлн рублей ниже показателя 2014 года и объема нефтегазовых доходов, заложенных в прогноз при формировании федерального бюджета на 2015 год) и 7 796,6 млрд рублей ненефтегазовые (рост на 733 млрд рублей по сравнению с 2014 годом).
Снижение общего объема доходов произошло в основном за счет снижения вывозных таможенных пошлин - на 1 856,7 млрд. рублей (на 40%), ввозных таможенных пошлин - на 87,3 млрд. рублей (на 13,4%), платежей при пользовании недрами - на 48,8 млрд. рублей (на 54%), таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами по единым ставкам таможенного платежа - на 15,6 млрд. рублей (на 64%).
Рост поступления в 2015 году отмечен по доходам от перечисления части прибыли Банка России - на 85,7 млрд. рублей (в 2,7 раза) и доходов от управления средствами Резервного фонда - на 45,3 млрд. рублей (в 9,8 раза), а также
По налоговым доходам по сравнению с 2014 годом рост составил 669,3 млрд.рублей (на 8,5%) в основном за счет поступлений налогов, сборов, регулярных платежей за пользование природными ресурсами - на 296,5 млрд. рублей (на 10,3%), налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - на 266,9 млрд. рублей (на 12,2%), налога на прибыль организаций - на 80 млрд. рублей (на 19,5%).
Рост поступлений по налогу на прибыль организаций на 80 млрд. рублей обусловлен увеличением объема прибыли прибыльных организаций (с 15 005,0 млрд. рублей до 15 508,0 млрд. рублей) с доходов, полученных в виде дивидендов от иностранных организаций российскими организациями от одного из крупнейших плательщиков нефтяной отрасли и дополнительным поступлением налога с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.
Анализ поступления нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета в 2015 годах свидетельствует о сохранении высокой степени зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры и соответствует изменению цены на нефть марки "Юралс", природный газ и курса доллара США по отношению к рублю.
Падение в структуре доходов доли нефтегазовых доходов при сохраняющейся на определенном уровне (9,1% ВВП) величине ненефтегазовых доходов привело к общему уменьшению доходной базы бюджета.
Расходы федерального бюджета в 2015 году составили 15 620,2 млрд рублей, что на 788,6 млрд рублей превышает уровень 2014 года и на 202,9 млрд рублей выше показателя, утвержденного на 2015 год.
Объем расходов федерального бюджета пересматривался трижды. Были увеличены расходы федерального бюджета по разделам "Социальная политика" и "Обслуживание государственного и муниципального долга", что обусловлено необходимостью выполнения социальных и международных обязательств, несмотря на негативные тенденции в экономике.
При этом расходы по разделу "Национальная экономика" в течение 2015 года были сокращены дважды, в общей сложности на 185,9 млрд рублей или на 8% и по итогам исполнения составили 2 324,2 млрд рублей. По данным Счетной палаты Российской Федерации, недовыполнение расходов по разделу "Национальная экономика" составило 83,7 млрд. рублей, или 3,5%, в том числе по подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики" - 24 млрд. рублей.
В 2015 году в основном были уменьшены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, субсидий на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров, бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения функций Росреестром, а также субсидий некоммерческой организации "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий".
Поскольку именно в данном разделе сосредоточен основной объем инвестиционных расходов федерального бюджета, Комитет отмечает тревожную тенденцию урезания инвестиционной составляющей бюджета. Это оказывает весьма негативное влияние на деловую активность бизнеса и, в значительной степени подрывает доверие предпринимателей к власти.
Сокращение инвестиционных расходов противоречит мировому опыту бюджетной политики в кризисный период, не способствует возобновлению экономического роста и не может обеспечить структурную перестройку экономики в условиях низкого курса рубля.
По данным Минэкономразвития, доля государства в валовых инвестициях составляет всего 8,1% (по данным за 2013 г.). По этому показателю наша страна существенно уступает не только развитым, но и ряду развивающихся государств.
Именно федеральный бюджет должен стать одним из ведущих инструментов преодоления кризисных явлений в экономике и стимулирования экономического роста. В ближайшие 5-7 лет необходимо планомерно увеличивать объем бюджетных инвестиций в проекты, реализация которых создаст мультипликативный эффект для развития смежных отраслей экономики.
Новацией федерального бюджета на 2015 год стала реализация план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (далее - антикризисный план).
Во многом благодаря реализации плана первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности удалось избежать крайне негативных сценариев того, что могло быть с экономикой. В 2015 году в отдельных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве были запущены механизмы государственной антикризисной поддержки. Однако эффект этих мер, в частности импортозамещения, рассчитан все же на среднесрочную перспективу. Прорыв был ощутим только в производстве сельхозпродукции.
Выполнение мероприятий Плана пока не оказало существенного влияния на экономику. Сохранена устойчивость функционирования банковской системы, ограничена динамика сокращения инвестиционной деятельности, сохранены рабочие места в ряде отраслей промышленной деятельности, получивших государственную поддержку. Всего из антикризисного фонда в 2015 году было потрачено 336,6 млрд. рублей.
Тем не менее, сокращение инвестиционного спроса в 2015 году происходило на фоне улучшающихся финансовых результатов деятельности организаций (без МСП, банков и бюджетных учреждений): сальдированный результат (прибыль минус убыток) увеличился на 51%, прибыль выросла на 20%, убытки сократились на 27%.
Предоставление средств докапитализации банкам в целом обеспечено. Однако повышения капитализации региональных банков не произошло. Общий объем государственной поддержки банкам составил 722,3 млрд. рублей, при этом банками предоставлены кредиты субъектам, осуществляющим деятельность в приоритетных отраслях экономики, субъектам малого и среднего бизнеса и субъектам Российской Федерации в объеме 2 020,1 млрд. рублей, основной объем средств направлен на пополнение оборотных средств (90%) и рефинансирование задолженности (4%), объем кредитования инвестиционных проектов составил 2,3%, капитальных вложений - 1%.
Рост капитала кредитных организаций Российской Федерации не сопровождался адекватным увеличением кредитования отечественных предприятий. Если в начале 2015 года на каждый рубль капитала российских банков приходилось 3,73 рубля кредитов нефинансовым организациям, то на 1 ноября 2015 года - 3,59 рубля, то есть на 3,8% меньше. Это говорит о недостаточной эффективности стимулов и обязательств по наращиванию кредитного портфеля, предусмотренных в рамках мер по докапитализации банковской системы.
Увеличены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (с 60 до 120 млн рублей для микропредприятий, с 400 до 800 млн рублей для малых предприятий, с 1 до 2 млрд рублей для средних предприятий).
Корпорацией МСП в 2015 году выдано 3557 гарантий на сумму 19,24 млрд рублей. Общий объем привлеченных под гарантии кредитных ресурсов составил 41,7 млрд рублей. Процентные ставки оставались высокими: на срок до 3 лет - от 10 до 30% годовых, от 3 и более - от 10 до 27%.
Проведенная Счетной палатой оценка выполнения мероприятий антикризисного плана показала, что в целом его реализация способствовала росту объема производства по отдельным отраслям промышленности и сельского хозяйства и позволила смягчить возможное более глубокое падение производства.
В целях обеспечения бесперебойной работы промышленных предприятий в предоставлены субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности, 216 юридическим лицам на общую сумму 5,99 млрд. рублей.
Набольший объем субсидий предоставлен предприятиям транспортного и специального машиностроения - 2 117,9 млн. рублей (35,3% общего объема субсидий), химико-технологического и лесопромышленного комплекса - 1 759,1 млн. рублей (29,3%), а также металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения - 806,1 млн. рублей (13,4%).
Предоставлено 45 государственных гарантий Российской Федерации по инвестиционным проектам в различных сферах деятельности на сумму 58,3 млрд. рублей.
В целях обеспечения финансовой устойчивости АО "РОСЭКСИМБАНК" проведена докапитализация в объеме 10,0 млрд. рублей, в результате которой выдано 27 новых кредитов, что позволило существенно увеличить количество компаний-экспортеров
По состоянию на 1 января 2016 года 177 проектов в сфере промышлености получили государственную поддержку в рамках действующих федеральных целевых программ и госпрограмм и займов Фонда развития промышленности в общей сумме 28,5 млрд. рублей, из них по 74 проектам одобрено получение займов Фонда развития промышленности в сумме 24,6 млрд. рублей.
Однако основные результаты реализации планов должны проявиться в среднесрочной перспективе, поскольку реализация проектов развития импортозамещающих производств сдерживается низкими темпами обновления основных фондов, недостаточной долей современных и высокопроизводительных производственных мощностей, нехваткой квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров, потребностью в импорте инвестиционных товаров промежуточного назначения.
Расходы по Государственной программе "Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности" составили 167 635,2 млн. рублей (недовыполнение 1%), в том числе: по подпрограмме 1 "Автомобильная промышленность" - 101 576,7 млн. рублей (недовыполнение 0,2%); по подпрограмме 4 "Легкая промышленность и народные художественные промыслы" - 1 227,9 млн. рублей (недовыполнение 7,6%); по подпрограмме 13 "Химический комплекс" - 151,1 млн. рублей (недовыполнение 24,1%; по подпрограмме 19 "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна" - 1 271,2 млн. рублей (недовыполнение на 4,5%).
Из года в год отмечается низкое исполнение ФАИП. В 2015 году освоение средств (без учета гособоронзаказа) составило 481 млрд рублей или 77,4% от объема профинансированных средств и 67,3% от скорректированного в конце года утвержденного объема. Завершены и введены в эксплуатацию 281 объект ФАИП или 50% от предусмотренных к вводу. Общий объем выполнения ФАИП составил 856 млрд рублей.
При этом в течение года в общий объем бюджетных ассигнований и в структуру ФАИП неоднократно вносились существенные изменения. Сокращение ФАИП в течение года составило 166 млрд рублей по сравнению с первоначально утвержденным объемом.
Кассовое исполнение федеральных целевых программ из федерального бюджета составило 918 млрд рублей или 94%, из них 50% средств направлено на капитальные вложения и 20% - на НИОКР.
В общей сложности расходы инвестиционного характера на 2015 год были сокращены более чем на 400 млрд рублей, что связано и со сложными экономическими условиями, и с необходимостью оптимизации расходов бюджета, и отсутствием четких горизонтов планирования у госзаказчиков.
Общий объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2016 года согласно отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2015 год составил 2 187 281,3 млн. рублей. Количество объектов незавершенного строительства по 64 главным распорядителям средств федерального бюджета составило 10 741 объект, из которых 3 417 объектов (31,8%) не начаты.
Кроме бюджетных ассигнований ФАИП, в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства, в 2015 году использовались средства Инвестиционного фонда Российской Федерации. Исполнение расходов по государственной поддержке общегосударственных и региональных инвестиционных проектов за счет Инвестиционного фонда в целом составило 2 138,5 млн. рублей (в 2014 году - 9 580,4 млн. рублей).
В 2015 году по-прежнему сохраняются претензии к планированию бюджетных инвестиций в форме взносов в уставные капиталы АО и госкорпораций. В соответствии со сводной бюджетной росписью в 2015 году объем взносов составил 518 млрд рублей, превысив объем, утвержденный законом о бюджете, в 1,5 раза. Счетная палата обращает внимание на наличие у государственных корпораций и компании значительного объема временно свободных средств, находящихся на счетах в кредитных организациях и Банке России, или инвестированных в банковские депозиты, доход от размещения которых расходуется на текущие цели.
Комитет отмечает необходимость более тщательного планирования расходов, осуществляемых в форме бюджетных инвестиций в уставные капиталы юридических лиц и имущественных взносов Российской Федерации, с учетом обоснования потребности в бюджетных инвестициях в планируемом финансовом году с учетом неиспользованных ими объемов бюджетных инвестиций, предоставленных из федерального бюджета в предыдущие периоды.
В 2015 году обострилась проблема обеспечения сбалансированности и сокращения долговой нагрузки региональных бюджетов. Количество субъектов Российской Федерации, консолидированные бюджеты которых исполнены с дефицитом, в 2015 году увеличилось до 76 регионов (в 2014 году - 74 региона). Результаты мониторинга состояния консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывают, что сохраняется устойчивая тенденция исполнения бюджетов с дефицитом, что приводит к росту объема государственного долга.
Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2015 год для предоставления бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, составил 342,0 млрд. рублей (увеличен по сравнению с первоначально утвержденным объемом в 2,3 раза). Однако, принятые меры не препятствуют росту государственного долга и дефицита.
Разбалансировка региональных бюджетов свидетельствуют о сохраняющемся на протяжении длительного периода значительном несоответствии расходных обязательств большинства субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией собственных и переданных им полномочий, объему имеющегося финансового обеспечения. Кроме того, имеется ряд федеральных полномочий, которые переданы без источников финансирования.
Дефицит федерального бюджета на 2015 год первоначально предусматривался в размере 430,7 млрд. рублей. В связи с изменившимися условиями исполнения федерального бюджета разрыв между доходами и расходами увеличился в 4,5 раза по сравнению с первоначальным и по итогам года составил -1 961 млрд рублей (2,4% ВВП).
Как и в 2014 году, дефицит федерального бюджета в 2015 году был почти полностью профинансирован за счет средств Резервного фонда. Фактическое использование средств Резервного фонда в 2015 году составило 2 622,8 млрд. рублей. В 2015 году был отмечен рост привлечения по государственным ценным бумагам Российской Федерации, доходы от их размещения составили 836 млрд. рублей.
Остаток Резервного фонда на 1 января 2016 года в рублевом эквиваленте составил 3 640 млрд. рублей. Учитывая негативные тенденции развития российской экономики в среднесрочной перспективе и низкие темпы роста мировой экономики, существуют риски исчерпания существующих резервов, обеспечивающих сбалансированность бюджетной системы.
Совокупный объем Фонда национального благосостояния увеличился в 2015 году с 4 388 млрд. рублей до 5 227 млрд. рублей.
В 2015 году средства Фонда национального благосостояния направлялись на обеспечение софинансирования пенсионных накоплений (9,4 млрд. рублей, 0,2% величины фонда) и на инвестирование инфраструктурных проектов (545,7 млрд. рублей). Следует отметить, что средства, направляемые на финансирование инвестпроектов осваиваются низкими темпами. По данным Счетной палаты, по состоянию на 1 января 2016 года использовано 63,6% перечисленных средств ФНБ в размере 295 млрд. рублей.
В 2015 году был отмечен рост заявок на участие в программе государственной гарантийной поддержки инвестпроектов, реализуемых на основе проектного финансирования, который в 2 раза превысил предусмотренный в бюджете объем гарантий. В 2015 году предоставлено 46 госгарантий в объеме 58 млрд рублей (54% заявок). Аналогичная ситуация с предоставлением государственных гарантий по облигационным займам: объем заявок сопоставим с утвержденным лимитом гарантийной поддержки, однако предоставлена только 31 гарантия в общей сумме 105 млрд рублей (третья часть лимита). Это свидетельствует о востребованности данных инструментов поддержки. Общий объём поддержки проектов под госгарантии оценивается в 400 миллиардов рублей. И следует отметить, что эти инструменты не увеличивают расходную часть бюджета, а финансируются за счет источников финансирования дефицита.
Объем государственного долга Российской Федерации в рублевом эквиваленте за 2015 год увеличился на 652,8 млрд. рублей и составил на 1 января 2016 года 10 952 млрд. рублей, или 13,6% ВВП, при этом государственный внешний долг вырос на 19,2%, что вызвано изменением курса национальной валюты.
Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2015 году увеличились на 103 млрд рублей и составили 518,7 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что исполнение федерального бюджета в 2015 году отличалось антикризисным реагированием на меняющиеся условия развития экономики. Поскольку федеральный бюджет, особенно в условиях экономической турбулентности, является одним из ведущих инструментов преодоления кризисных явлений и стимулирования экономического роста, в нем должны быть предусмотрены экономические механизмы, способствующие полноценной реализации производственного, научно-технологического, образовательного и предпринимательского потенциала.
Это означает необходимость планомерного увеличения объемов государственных инвестиций в проекты, реализация которых создаст мультипликативный эффект для развития смежных отраслей и позволит устранить ограничения, сдерживающие предпринимательскую активность в регионах, а также в проекты, направленные на развитие импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве.
В результате жесткой монетарной политики, поддержания высокого уровня ключевой ставки и ограничения денежного предложения, очевидно еще большее сжатие кредитования экономики. В этой связи эффективная бюджетная политика является непременным условием адаптации экономики к новым реалиям посредством создания стимулов для роста.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает принятие федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год", внесенного Правительством Российской Федерации, и считает целесообразным учесть замечания, изложенные в настоящем заключении, при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2017-2019 годы.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.