Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрел проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Целью законопроекта является утверждение отчета Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2015 год. Законопроектом предлагается утвердить доходы федерального бюджета в 2015 году в сумме 13 659 242,9 млн. рублей (16,9% ВВП) и расходы федерального бюджета в сумме 15 620 252,5 млн. рублей (19,3% ВВП). По итогам отчетного года дефицит федерального бюджета составил 1 961 009,6 млн. рублей (-2,4% ВВП).
Низкая цена на нефть, ослабление курса рубля и влияние введенных в отношении Российской Федерации экономических санкций и принятых с ее стороны ответных мер оказали серьезное воздействие на российскую экономику и обозначили ряд нерешенных социально-экономических проблем, острота которых в предыдущие годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой.
Однако благодаря эффективным мерам денежно-кредитной политики, экспорту в рублевом выражении, а также накопленным в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния средствам удалось обеспечить исполнение в 2015 году расходных обязательств федерального бюджета и осуществить комплекс антикризисных мер, направленных на поддержку реального сектора экономики.
Исполнение федерального бюджета в 2015 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанного федерального закона.
В данной связи следует отметить, что в течении отчетного периода федеральными законами от 20 апреля 2015 года N 93-ФЗ, от 13 июля 2015 года N 211-ФЗ и от 28 ноября 2015 года N 329-ФЗ показатели федерального бюджета на 2015 год подвергались существенной корректировке в соответствии с результатам достигнутых показателей социально-экономического развития, отличных от их прогнозных значений.
Анализ представленного законопроекта свидетельствует, что федеральный бюджет за 2015 год исполнен по доходам на 103,1% к первоначально утвержденному показателю, а по расходам - на 101,3%.
Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что в отчетный период расходы главных распорядителей средств федерального бюджета в сфере транспорта превысили первоначальные бюджетные назначения:
- Министерство транспорта Российской Федерации - на 30 572,9 млн. рублей;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - на 577,9 млн. рублей;
- Федеральное агентство воздушного транспорта - 2 888,9 млн. рублей;
- Федеральное дорожное агентство - 11 836,9 млн. рублей;
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта - 24 294,7 млн. рублей;
- Федеральное агентство морского и речного транспорта - 685,0 млн. рублей.
В данной связи Комитет отмечает, что в 2015 году, не смотря на существовавшие объективные трудности, субъекты бюджетного планирования в сфере транспорта были профинансированы в соответствии с уточненными бюджетными назначениями. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета составило:
- Министерство транспорта Российской Федерации - 99,6% от уточненной бюджетной росписи;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - 92,3%;
- Федеральное агентство воздушного транспорта - 76,3%;
- Федеральное дорожное агентство - 97,5%;
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта - 98%;
- Федеральное агентство морского и речного транспорта - 99,4%.
Вместе с тем, Комитет констатирует снижение бюджетного финансирования Государственной программы "Развитие транспортной системы". Так, согласно Федеральному закону от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на финансирование данной госпрограммы предусматривалось выделение 916 927,8 млн. рублей. С учетом внесенных в последующем изменений, согласно уточненной бюджетной росписи общие затраты на финансирование мероприятий данной госпрограммы в 2015 году составили 861 333,5 млн. рублей (-55 594,3 млн. рублей).
При том, что отдельные подпрограммы Государственной программы "Развитие транспортной системы" ("Магистральный железнодорожный транспорт", "Морской и речной транспорт", "Надзор в сфере транспорта", "Развитие гражданского использования системы ГЛОНАСС на транспорте") в соответствии с изменениям сводной бюджетной росписи получили дополнительное финансирование, остальные подпрограммы - "Дорожное хозяйство", "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание", "Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства", "Обеспечение реализации государственной программы" - были профинансированы в меньшем объеме, чем предусматривалось положениями Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
В целом кассовое исполнение расходов федерального бюджета по Государственной программе "Развитие транспортной системы" в 2015 году составило 96,4% от уточненной бюджетной росписи.
Неполное исполнение бюджетных ассигнований объясняется:
- длительностью проведения конкурсных процедур и подготовки проектно-сметной документации;
- необходимостью изъятия земель, в том числе в судебном порядке, для реализации мероприятий;
- нарушением подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов;
- невыполнением организациями воздушного транспорта условий предоставления субсидий, в том числе в связи с наличием задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также рядом иных причин.
Также Комитет обращает внимание на то обстоятельство, что Государственная программа "Развитие транспортной системы" по критерию оценки эффективности реализации основных мероприятий получила высокую оценку Правительства Российской Федерации - 96,2%.
В части касающейся федеральных целевых программ, реализуемых в рамках Государственной программы "Развитие транспортной системы", следует отметить, что в 2015 году кассовое исполнение расходов на реализацию программных мероприятий составило:
- ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" - 92,4% от бюджетных ассигнований, утвержденных уточненной бюджетной росписью;
- ФЦП "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы) - 57,9%.
В качестве причины низкого исполнения бюджетных ассигнований по ФЦП "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)" отмечается приостановление строительства объекта в г. Хабаровск до устранения подрядчиком выявленных нарушений.
Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда по уточненной росписи составил в 2015 году 628 826,5 млн. рублей (с учетом 9 484,4 млн. рублей бюджетных ассигнований, которые не были использованы в 2014 году).
Исполнение расходов федерального бюджета Федерального дорожного фонда в 2015 году составило 97,8% от уточненной бюджетной росписи, в том числе по направлениям:
- Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения - 99,5%;
- Капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения - 99,5%;
- Развитие сети автомобильных дорог регионального и местного значения - 93,0%;
- Управление дорожным хозяйством - 97,9%.
В качестве основных причин неполного исполнения бюджетных ассигнований отмечаются:
- длительность процедур изъятия земель по ряду объектов строительства и реконструкции;
- неисполнение подрядными организациями обязательств по заключенным контрактам на выполнение работ, в том числе по разработке проектной документации;
- отсутствие проектно-сметной документации по ряду объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог в субъектах Российской Федерации;
- отказ субъектов Российской Федерации от реализации мероприятий;
- экономия по результатам проведения конкурсных процедур;
- уплата транспортного налога по более низкому тарифу;
- оплата по факту произведенных затрат и представленных заявлений.
Также Комитет отмечает, что в сфере строительства расходы главного распорядителя средств федерального бюджета, которым является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, превысили первоначальные бюджетные назначения на 8 698,8 млн. рублей.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2015 году составило 98,8% от уточненной бюджетной росписи.
Бюджетное финансирование Государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" согласно Федеральному закону от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусматривало выделение 117 188,9 млн. рублей. В соответствии с уточненной бюджетной росписью общие затраты на финансирование мероприятий данной Госпрограммы в 2015 году составили 129 949,8 млн. рублей (+12 760,8 млн. рублей).
За исключением одной из подпрограмм все остальные подпрограммы данной Госпрограммы были профинансированы в большем объеме, чем предусматривалось положениями Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". В 2015 году кассовое исполнение расходов на реализацию программных мероприятий составило:
- по подпрограмме "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" - 99,9% от уточненной бюджетной росписи;
- по подпрограмме "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России"- 85,2%;
- по подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы" - 99,8%
В целом кассовое исполнение расходов федерального бюджета по Государственной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в 2015 году составило 99,2% от уточненной бюджетной росписи.
Неполное исполнение бюджетных ассигнований объясняется:
- более медленными, чем планировалось, темпами реализации проекта "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России", осуществляемого с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития (по направлению "Реализация соглашений с международными финансовыми организациями" отклонение от уточненной бюджетной росписи составило - 757,2 млн. рублей);
- волатильностью курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", реализуемой в рамках указанной Госпрограммы составило 99,2% от уточненной бюджетной росписи.
В качестве причин неполного исполнения бюджетных ассигнований по отдельным направлениям ФЦП (по направлению "Приобретение жилья гражданами, подлежащими переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований" - 69,7% и по направлению "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" - 86,9%) отмечаются:
- длительное согласование нормативно-правовых актов, регламентирующих обеспечение жильем граждан, переселяемых из закрытых административно-территориальных образований и территорий;
- недостаточный размер социальной выплаты для приобретения жилых помещений;
- понижение начальной максимальной цены контрактов при проведении конкурсных процедур при закупке товаров, работ (услуг) для обеспечения государственных нужд;
- уменьшение фактических расходов на служебные командировки сотрудников.
При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что по состоянию на 1 января 2016 года на счетах бюджетов ряда субъектов Российской Федерации образовались остатки, обусловленные поздними сроками заключения муниципальных контрактов с подрядными организациями - IV квартал 2015 года (подпрограмма ФЦП "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации").
В части касающейся Законопроекта Комитет считает необходимым обратить внимание на следующее.
1. Администрирование расходной части федерального бюджета не находится на должном уровне и имеет существенный потенциал для своего качественного роста, поскольку в 2015 года, как и в предыдущие годы, наибольшая доля расходов федерального бюджета приходилась на IV квартал финансового года.
2. Регулярное отставание кассового исполнения расходов федерального бюджета по финансированию ФЦП от первоначально утвержденных паспортами ФЦП показателей, приводит к фактическому сокращению расходов, направленных на реализацию программных мероприятий, что ставит под сомнение возможность достижения утвержденных целевых индикаторов ФЦП.
3. Размер социальной выплаты для приобретения жилых помещений, предусмотренный по направлению "Приобретение жилья гражданами, подлежащими переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований" ФЦП ""Жилище" на 2011 - 2015 годы"", не соответствовал рыночному уровню, что послужило причиной отказа граждан от получения полагающихся им государственных жилищных сертификатов, поскольку рыночная стоимость находящихся у них в собственности жилых помещений была выше, чем предлагаемая по сертификату социальная выплата.
На основании изложенного Комитет, поддерживая в целом концепцию проекта федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год", рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.