Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год", в части вопросов ведения Комитета и отмечает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" по итогам 2015 года доходы федерального бюджета составили 13 659,2 млрд. рублей. Основным источником доходной части федерального бюджета являлись ненефтегазовые доходы (105,8%).
Расходы федерального бюджета на 2015 год утверждены в сумме 15 417,3 млрд. рублей. При этом исполнение расходов федерального бюджета составило 15 620,3 млрд. рублей или 101,3% исполнения к закону.
Дефицит федерального бюджета составил - 1 961,0 млрд. рублей (-2,4% ВВП).
Наибольшую долю в объеме осуществленных в 2015 году расходов федерального бюджета составили межбюджетные трансферты (30,4%), в том числе бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (20,1%) и субъектов Российской Федерации (10,3%); закупки товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (23,3%) и расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами (16,5% общего объема расходов).
Наименьший уровень исполнения расходов федерального бюджета по итогам 2015 года сложился по направлениям:
"Обслуживание государственного (муниципального) долга" (87,5%), что в значительной степени обусловлено отражением уменьшения расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации в соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе в рамках проведенной в 2015 году некассовой операции обмена ОФЗ на сумму 63 990,8 млн. рублей;
"Иные бюджетные ассигнования" (93,4%), что в основном обусловлено неполным использованием зарезервированных бюджетных ассигнований, в том числе средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в связи с отсутствием соответствующих решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
"Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности" (95,4%), что в основном обусловлено осуществлением расчетов за фактически выполненные работы на основании актов выполненных работ, а также нарушениями подрядными организациями сроков выполнения работ и иных условий, установленных государственными контрактами.
В 2015 году, как и в предыдущие годы, в IV квартале 2015 года осуществлена значительная доля расходов федерального бюджета - 30,9% всего объема расходов. При этом следует отметить, что данный показатель в 2015 году несколько ниже, чем в предыдущие годы.
Также, как и в предыдущие годы, в IV квартале 2015 года наибольшая доля расходов федерального бюджета приходится на декабрь (16,6%), что в основном обусловлено выплатой заработной платы, денежного содержания и пенсий военнослужащим, перечислением межбюджетных трансфертов и обслуживанием государственного долга, расходы по которым осуществляются либо в соответствии с законодательством, либо в соответствии с графиком платежей, а также завершением расчетов по государственным контрактам.
По состоянию на 1 января 2016 года остались не использованными бюджетные ассигнования в сумме 234 027,6 млн. рублей или 1,5% уточненной росписи, в том числе:
63 990,8 млн. рублей - уменьшение расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации на разницу, возникшую в связи с выкупом ценных бумаг по цене ниже цены размещения в рамках проведенной некассовой операции обмена ОФЗ в соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации (государственная программа "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" - информация представлена в разделе 5.2 "Исполнение расходов федерального бюджета в разрезе государственных программ Российской Федерации" настоящей пояснительной записки);
170 036,8 млн. рублей - иные остатки бюджетных ассигнований, из них:
13 527,6 млн. рублей - бюджетные ассигнования Федерального дорожного фонда (направляются на увеличение бюджетных ассигнований фонда в 2016 году - пункт 4 статьи 94 и пункт 3 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
11 141,1 млн. рублей - реализация мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации, что в основном обусловлено нарушением подрядными организациями сроков исполнения контрактов на реконструкцию и развитие аэропортов "Домодедово", "Храброво" в г. Калининграде, а также аэропортов в гг. Волгограде и Саранске;
10 539,6 млн. рублей - реализация мероприятий подпрограммы "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" ФЦП "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" в связи с нарушениями подрядными организациями сроков исполнения и иных условий государственных контрактов;
10 434,2 млн. рублей - субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в связи с отсутствием потребности у субъектов Российской Федерации в указанных средствах с учетом фактически начисленной платы за жилищно-коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, установленных федеральным законодательством, и снижением численности получателей мер социальной поддержки;
10 276,0 млн. рублей - обслуживание государственного долга Российской Федерации в связи с уменьшением расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации на сумму накопленного купонного дохода и поступлений в сумме, превышающей номинальную стоимость государственных ценных бумаг, в соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также обслуживанием государственного внешнего долга Российской Федерации по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа (далее - ОВГВЗ) исходя из фактического количества обращений держателей ОВГВЗ;
6 638,8 млн. рублей - реализация соглашений с международными финансовыми организациями, а также софинансирование, связанное с реализацией соглашений с международными финансовыми организациями, в связи с более медленными, чем планировалось, темпами реализации проектов, а также отсутствием решений Совета исполнительных директоров всемирного банка о предоставлении Российской Федерации займов для реализации новых запланированных проектов, что обусловлено текущей внешнеполитической ситуацией;
3 885,1 млрд. рублей - обеспечение реализации международных обязательств Российской Федерации в основном в связи с переносом срока реализации ряда мероприятий на 2016 год;
3 616,7 млн. рублей - средства резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, использование которых осуществлялось в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
2 649,1 млн. рублей - пенсии военнослужащим, членам их семей и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, а также пособия и иные выплаты в рамках пенсионного обеспечения, что обусловлено уменьшением количества обратившихся за назначением пенсии по сравнению с запланированным, и заявительным характером осуществления пособий и выплат;
2 632,2 млн. рублей - бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации (в 2016 году направлены на те же цели - пунктом 4 статьи 94 и статья 179.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
2 160,6 млн. рублей - межбюджетные трансферты, предоставленные из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий по созданию и развитию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (в 2016 году направлены на те же цели - часть 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По ряду направлений исполнение расходов федерального бюджета в 2015 году превысило объем бюджетных ассигнований, предусмотренный уточненной росписью, из них:
33 902,1 млн. рублей - дополнительное финансовое обеспечение выполнения функций федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, осуществляемое за счет средств, поступающих от привлечения осужденных к труду (часть 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
23 318,2 млн. рублей - обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов, что обусловлено правом использования федеральными казенными учреждениями, обособленными подразделениями федеральных казенных учреждений (их официальными представителями), находящимися за пределами Российской Федерации, остатков средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доходы деятельности, по состоянию на 1 января 2015 года, а также доходов, полученных ими в 2014 году от приносящей доходы деятельности, в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения функций указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований, установленных федеральным законом о федеральном бюджете (пункт 26 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").
Комитет отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" достижение стратегических целей и решение приоритетных задач государственной политики в сфере социально-экономического развития и национальной безопасности осуществляется на основе реализации государственных программ, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р. По данным Минэкономразвития России, в настоящее время утверждены 40 государственных программ, в том числе государственная программа "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года", которая носит аналитический характер.
Как следует из сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2015 года, основные направления реализации государственных программ в 2015 году соответствовали приоритетам социально-экономического развития, установленным программными и стратегическими документами Правительства Российской Федерации. Вместе с тем отмечается, что государственные программы пока не стали основным инструментом планирования и исполнения федерального бюджета, позволяющим в полном объеме организовать и координировать деятельность участников бюджетного процесса.
Государственная программа
"Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на реализацию государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" были утверждены бюджетные ассигнования на 2015 год в сумме 45 449,6 млн. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2015 году изменения бюджетных ассигнований по данной государственной программе характеризуются следующими данными:
Таблица 1
млн. рублей | ||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в редакции от: |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
|||
Всего |
в том числе внесенные по основаниям, установленным: |
|||||
Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
|||||
1 |
2 |
3=4+5 |
4 |
5 |
6=2+3 |
7=6-1 |
45 449,6 |
25 013,6 |
(+) 534,4 |
(+) 435,7 |
(+) 98,7 |
25 548,1 |
(-) 19 901,6 |
В 2015 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований по государственной программе "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" уменьшен на сумму 19 901,6 млн. рублей, в том числе:
- (-) 19 873,3 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
- (-) 562,7 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
- (+) 534,4 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", в том числе:
(+) 342,8 млн. рублей - не использованные в 2014 году бюджетные ассигнования Федерального дорожного фонда, направленные в 2015 году на увеличение объемов бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда (пункт 4 статьи 94 и пункт 3 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 98,9 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований в связи с изменением состава или полномочий (функций) главных распорядителей (подведомственных им казенных учреждений), а также распределение зарезервированных бюджетных ассигнований;
(+) 92,7 млн. рублей - оплата заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2014 году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2015 года лимитов бюджетных обязательств на исполнение указанных государственных контрактов (часть 4 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По состоянию на 1 января 2016 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 25 548,1 млн. рублей. Лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 25 548,1 млн. рублей или 100,0% к объему бюджетных ассигнований, установленному уточненной росписью.
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 24 371,8 млн. рублей или 95,4% к уточненной росписи.
С точки зрения направлений финансового обеспечения наибольшую долю в объеме расходов по государственной программе "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" составили субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности
Ответственным исполнителем ГП ДВиБР является Минвостокразвития России. Соисполнители отсутствуют. Количество участников согласно утвержденному паспорту ГП ДВиБР - 11 (при этом Минрегион России упразднен).
Срок реализации ГП ДВиБР в соответствии с паспортом: 2014-2025 годы.
В ГП ДВиБР включены 37 индикаторов и показателей, по которым предусмотрены плановые значения на 2015 год. При этом средняя степень достижения показателей ГП ДВиБР - 64,6%.
В качестве причин недостижения ряда показателей Минвостокразвития России указывает снижение объема обрабатывающих производств, удорожанием импортируемых инвестиционных товаров, экономической неуверенностью инвесторов. Сведения об основных мероприятиях, осуществляемых в рамках ГП ДВиБР, плановым сроком завершения которых указан 2015 год, не приводятся. План реализации ГП ДВиБР не утвержден, в связи с чем, данные о наступлении контрольных событий не приводятся.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации отмечено, что целевые значения показателей (индикаторов) госпрограммы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" не сбалансированы с целевыми значениями показателей для данного макрорегиона, в том числе в госпрограммах "Содействие занятости населения", "Социальная поддержка граждан", "Развитие здравоохранения". Достижение целевых значений указанных показателей (индикаторов) характеризует качественные улучшения социально-экономической ситуации в макрорегионе. Вместе с тем целевые значения показателей (индикаторов) госпрограммы имеют тенденцию к снижению или остаются на неизменном уровне.
По госпрограмме "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" по состоянию на 1 декабря 2015 года Минэнерго России не перечислен взнос в уставный капитал акционерного общества "Дальневосточная энергетическая управляющая компания", г. Владивосток, Приморский край в сумме 1 200,3 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2016 года по указанной госпрограмме на низком уровне исполнены расходы по 2 главным распорядителям средств федерального бюджета из 7 (исполнение расходов Росавиацией составило 47,2% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, Росморречфлотом - 73%), Минэнерго России в декабре 2015 года бюджетные ассигнования исполнены в полном объеме.
По оценке Минэкономразвития России, за 2014 и 2015 годы госпрограмма территориального развития "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", имеет низкую оценку степени эффективности.
Фактическое исполнение ГП ДВиБР за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составило 3 866 125,70 тыс. руб. (85,7% от планируемого уровня) и юридических лиц 5 362 399,7 тыс. руб. (40,0% от планируемого уровня)
К числу факторов, повлиявших на ход реализации ГП ДВиБР Минвостокразвития России отмечает несвоевременную подготовку государственными заказчиками проектной документации по планируемым к реализации объектам, необеспечение получения положительных заключений ФАУ "Главгосэкспертиза России" на указанную документацию, нарушение сроков исполнения государственных контрактов, ненадлежащее исполнение генеральным проектировщиком законтрактованных обязательств, длительная процедура расторжения и заключения государственных контрактов.
Наименование |
Паспорт Программы |
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год" |
Уточненная роспись |
Кассовое исполнение |
|||
в ред. от 01.12.2014 г. N 384-ФЗ |
в ред. от 20.04.2015 г. N 93-ФЗ |
в ред. от 28.11.2015 г. N 329-ФЗ |
в ред. от 28.11.2015 г. N 329-ФЗ |
||||
Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" |
73 259,6 |
45 449,6 |
25 576,3 |
25 576,3 |
25 013,6 |
25 548,1 |
24 371,8 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития" государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" |
5 943,2 |
7 829,9 |
7 093,9 |
7 093,9 |
5 838,5 |
5 943,2 |
5 891,1 |
Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" |
19 614,6 |
37 257,2 |
18 156,1 |
18 156,1 |
19 170,6 |
19 600,4 |
18 476,2 |
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" |
|
362,6 |
326,3 |
326,3 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
В качестве предложений по дальнейшей реализации ГП ДВиБР Минвостокразвития России указывает планируемое изменение её структуры с целью повышения инвестиционной активности на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе.
Значение показателя эффективности реализации ГП ДВиБР в 2015 году составляет - 45,5%.
Низкую оценку достижения плановых значений показателей (индикаторов) получила государственная программа "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" (Минвостокразвития России) - 64,6%, так как показатели уровня государственной программы и подпрограмм, согласно сведениям, отраженным в годовом отчете Минвостокразвития России, в большей части не были достигнуты.
Таблица 3
О достижении в 2015 году значений показателей (индикаторов) уровня государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"
N п/п |
Наименование показателя (индикатора) уровня государственной программы Российской Федерации |
Единица измерения |
Значения показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации |
Обоснование отклонения значения показателя (индикатора) на конец отчетного года (при наличии) |
|||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||||
План |
Факт |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" | |||||||
1 |
Индекс роста валового регионального продукта (год к году) |
% |
- |
102 |
103 |
101,7 |
Сдерживающее влияние на рост ВРП оказали: снижение объема обрабатывающих производств, строительных работ, производства продукции сельского хозяйства, оборота розничной торговли. |
2 |
Индекс роста валового регионального продукта (нарастающим итогом к 2011 году) |
% |
- |
103,4 |
120,1 |
104,6 |
В связи с тем, что в предыдущие годы темпы роста ВРП не достигли целевых показателей (в 2012 г. - 100,3% вместо 105,9%; в 2013 г. - 101,1% вместо 107,0%; в 2014 г. - 102,6% вместо 116%), совокупный рост ВРП (нарастающим итогом) в 2015 г. к 2011 г. ниже целевого значения. |
3 |
Доля макрорегиона в структуре валового внутреннего продукта |
% |
- |
6,2 |
8,9 |
6 |
В Госпрограмме указан завышенный индикатор 2011 года - 8,6% (согласно статистическим данным - 6,3%). За период 2011-2014 гг. не обеспечен ускоренный рост ВРП макрорегиона (в 2011-2013 гг. темпы роста отставали от среднероссийского). Рост показателя в 2014 г. на 2,4%, в 2015 г. - 1,7% не позволил обеспечить достижение целевого показателя. кроме того, в конце 2015 года Росстат России осуществил переоценку ВВП методом использования доходов и методом формирования по источникам доходов, в связи с чем значительно увеличился объем ВВП России. |
4 |
Доля макрорегиона в структуре валового регионального продукта |
% |
- |
7,7 |
11 |
7,9 |
|
5 |
Доля обрабатывающих производств в структуре валового регионального продукта макрорегиона |
% |
- |
7,8 |
8 |
8 |
|
6 |
Индекс роста инвестиций в сопоставимых ценах (год к году) |
% |
- |
98,8 |
106,3 |
94,9 |
На снижение инвестиций оказало влияние высокая стоимость заемных ресурсов, удорожание импортируемых инвестиционных товаров, рост долговой нагрузки предприятий, экономическая неуверенность инвесторов. |
7 |
Численность населения |
млн. человек |
- |
10,7 |
10,72 |
10,67 |
Сокращение численности населения макрорегиона связано с продолжающимся миграционным оттоком населения. Так, по итогам января-октября 2015 года миграционный отток населения с Дальнего Востока и Байкальского региона составил - 32 275 человек. |
8 |
Доля макрорегиона в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации |
% |
- |
4,1 |
3,8 |
4,5 |
|
Таблица 4
млн. рублей | |||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
|
Закону |
уточнен-ной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
Государственная программа "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" |
25 013,6 |
25 548,1 |
24 371,8 |
97,4 |
95,4 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации" |
5 838,5 |
5 943,2 |
5 891,1 |
100,9 |
99,1 |
ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" |
19 170,6 |
19 600,4 |
18 476,2 |
96,4 |
94,3 |
ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
100,0 |
100,0 |
Сложившийся уровень исполнения расходов федерального бюджета обусловлен следующими основными причинами:
невыполнение подрядчиками работ по объектам капитального строительства в установленные сроки;
снижение цены государственных контрактов по результатам проведения конкурсных процедур;
отсутствие положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России" на проектно-сметную документацию по объектам строительства.
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития"
Исполнение расходов федерального бюджета по подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития" характеризуется следующими данными:
Таблица 5
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации", из них: |
5 838,5 |
5 943,2 |
5 891,1 |
100,9 |
99,1 |
-52,1 |
Субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в целях реализации инвестиционных проектов на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона |
- |
2 729,5 |
2 727,6 |
- |
99,9 |
-1,9 |
Имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Байкальского региона |
- |
1 570,5 |
1 570,5 |
- |
100,0 |
0,0 |
Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов, из них: |
489,7 |
491,9 |
455,2 |
92,9 |
92,5 |
-36,7 |
Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд |
408,5 |
450,2 |
421,2 |
103,1 |
93,5 |
-29,0 |
Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов |
247,3 |
349,5 |
336,0 |
135,9 |
96,1 |
-13,5 |
Субсидии управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, на финансовое обеспечение затрат на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям |
- |
316,0 |
316,0 |
- |
100,0 |
0,0 |
Субсидии управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа |
- |
198,5 |
198,5 |
- |
100,0 |
0,0 |
Взнос в уставный капитал акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока", г. Москва, в целях создания объектов инфраструктуры территорий опережающего развития, находящихся в собственности указанного общества |
169,7 |
169,7 |
169,7 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Имущественный взнос Российской Федерации в автономную некоммерческую организацию "Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке" |
- |
115,6 |
115,6 |
- |
100,0 |
0,0 |
Причинами неполного исполнения бюджетных ассигнований в основном являются:
по направлению "Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов" - экономия по фонду оплаты труда, возникшая в связи с наличием вакантных должностей;
по направлению "Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов" - уменьшение суммы фактических затрат на командировочные расходы (проезд) в сравнении с запланированными затратами; экономия по результатам проведения конкурсных процедур; экономия денежных средств по уплате налога на имущество, экономия по осуществлению расходов за услуги по уборке, охране и обслуживанию помещения, приобретения оборудования и услуги информатизации для бесперебойной работы Минвостокразвития России; изменение плана проведения протокольных мероприятий, связанных с арендой нежилых помещений и представительских расходов, приема и обслуживания делегаций;
по направлению "Субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в целях реализации инвестиционных проектов на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона" - длительность процедуры подписания инвестиционных соглашений и подготовки обосновывающей документации.
В 2015 году предоставлена субсидия в виде имущественного взноса Российской Федерации в автономную некоммерческую организацию "Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке" в целях финансового обеспечения ее деятельности, направленной на развитие человеческого капитала и содействие обеспечению трудовыми ресурсами резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, в объеме 115,6 млн. рублей.
Остатки субсидии, не использованные указанной организацией по состоянию на 1 января 2016 года, образовались в связи с поздним подписанием соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке" (22 декабря 2015 года) и составили 109,8 млн. рублей.
В 2015 году предоставлены субсидии юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями, а так же имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и взнос в уставной капитал акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока", г. Москва объеме 4 982,3 млн. рублей.
Остатки, не использованные по состоянию на 1 января 2016 года составили, 4 723,4 млн. рублей, в том числе:
по направлению "Субсидии управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа" - 167,6 млн. рублей, что обусловлено длительным циклом проведения основных закупочных процедур и сжатыми сроками использования денежных средств в течение 2015 года, закупочная деятельность осуществлялась только в форме закупок у единственного поставщика;
по направлению "Субсидии управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, на финансовое обеспечение затрат на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям" - 316,0 млн. рублей, что обусловлено поздним заключением соглашения о предоставлении указанной субсидии АО "Корпорация развития Дальнего Востока" в связи с внесением изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 г. N 864 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, на финансовое обеспечение затрат на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" (12 декабря 2015 года);
по направлению "Взнос в уставный капитал акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока", г. Москва, в целях создания объектов инфраструктуры территорий опережающего развития, находящихся в собственности указанного общества" - 169,7 млн. рублей, что обусловлено длительной государственной регистрацией дополнительного выпуска ценных бумаг акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока", которое привело к позднему перечислению управляющей компании денежных средств в оплату размещаемых акций;
по направлению "Субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в целях реализации инвестиционных проектов на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона" - 2 500,1 млн. рублей, что обусловлено длительностью подписания инвестиционных соглашений и значительным объемом подтверждающей и согласительной документации;
по направлению "Имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Байкальского региона - 1 570,0 млн. рублей, что обусловлено перечислением средств федерального бюджета во Внешэкономбанк в конце финансового года и длительностью внутрикорпоративных процедур по докапитализации акционерного общества "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона".
ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года"
Исполнение расходов федерального бюджета по ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" характеризуется следующими данными:
Таблица 6
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточнен-ной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" |
19 170,6 |
19 600,4 |
18 476,2 |
96,4 |
94,3 |
-1 124,2 |
Финансовое обеспечение мероприятий по экономическому и социальному развитию Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года в рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" |
15 347,8 |
15 690,6 |
15 689,8 |
102,2 |
100,0 |
-0,7 |
Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности |
15 347,8 |
15 690,6 |
15 689,8 |
102,2 |
100,0 |
-0,7 |
Реализация направления расходов в рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" |
2 622,6 |
2 709,6 |
1 586,1 |
60,5 |
58,5 |
-1 123,4 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности |
2 622,6 |
2 709,6 |
1 586,1 |
60,5 |
58,5 |
-1 123,4 |
Взнос в уставный капитал открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая управляющая компания", г. Владивосток, Приморский край |
1 200,3 |
1 200,3 |
1 200,3 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Причинами неполного исполнения бюджетных ассигнований по направлению "Реализация направления расходов в рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" являются:
длительность утверждения внесения изменений в федеральную целевую программу;
позднее заключение государственных контрактов и невозможность выполнения некоторых видов работ при отрицательных температурах;
длительная процедура подачи проектной документации в ФАУ "Главгосэкспертиза России";
ненадлежащее исполнение единственными исполнителями обязательств по государственным контрактам.
В 2015 году предоставлены межбюджетные трансферты по направлению "Финансовое обеспечение мероприятий по экономическому и социальному развитию Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" в объеме 15 689,8 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2016 года на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации образовались остатки по направлению "Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в целях реализации мероприятий по экономическому и социальному развитию Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" - 3 648,5 млн. рублей, что обусловлено длительностью утверждения внесения изменений в ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года".
ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы"
Исполнение расходов федерального бюджета по ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" характеризуется следующими данными:
Таблица 7
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
По состоянию на 1 января 2016 года на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации образовались остатки по направлению "Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности" в целях реализации мероприятий ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" - 14,6 млн. рублей, что обусловлено ненадлежащим исполнением единственным исполнителем обязательств по государственным контрактам.
В проекте федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год" отражено кассовое исполнение расходов бюджета к уточненной росписи по следующим направлениям:
Субсидии российским лесоперерабатывающим предприятиям Дальневосточного федерального округа, участвующим в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, на возмещение части затрат, осуществленных в 2013 - 2015 годах на реализацию таких проектов - 2 134,3 млн. рублей (97,0%);
Субсидии организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети - 4 146,8 млн. рублей (98,0%);
Субсидии федеральным казенным предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 3 423,8 млн. рублей (100,0%);
Субсидии на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении - 2 613,9 млн. рублей (77,5%);
Субсидии организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении - 576,3 млн. рублей (94,2%);
Субсидии организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе - 468,6 млн. рублей (87,8%);
Субсидии на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении - 378,3 млн. рублей (90,0%);
Субсидии на производство продукции растениеводства на низкопродуктивной пашне в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 247,1 млн. рублей (96,7%);
Субсидии на возмещение части затрат по наращиванию поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей - 380,2 млн. рублей (100,0%)
Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области животноводства - 374,6 млн. рублей (94,1%);
Межбюджетные трансферты на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - 187,4 млн рублей (91,35%);
Субсидии организациям автомобилестроения на перевозку автомобилей, произведенных на территории Дальневосточного федерального округа, в другие регионы страны - 3 201,4 млн. рублей (100%);
Субсидии на строительство двух серийных атомных ледоколов гражданского назначения в 2015 году предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 13 882,8 млн. рублей, сводной бюджетной росписью на 2015 год - 13 882,8 млн. рублей, исполнение указанных расходов федерального бюджета составило 100%.
В 2015 году продолжена реализация мер по государственной поддержке авиационных перевозок в целях обеспечения доступности для населения в рамках 5-ти программ субсидирования, направленных на решение следующих задач:
- осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации. В перечень субсидируемых вошли 124 маршрута, из них 29 софинансируемых из региональных бюджетов. Полеты осуществляются по всем 9 федеральным округам страны, в том числе в регионы Арктической зоны и Крайнего Севера. 27 маршрутов обслуживают труднодоступные населенные пункты, где отсутствует круглогодичное транспортное сообщение другими видами транспорта;
- обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении. Полеты выполняются с 1 июня 2015 г. по 34 маршрутам 8 авиаперевозчиками;
- обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении. Полеты осуществляются с 1 апреля 2015 г. по 44 маршрутам 11 авиаперевозчиками, обеспечена перевозка с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно 479 тыс. пассажиров.
- обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении. Полеты выполняются по 2 маршрутам: Калининград - Москва и Калининград - Санкт-Петербург 6 авиаперевозчиками.
Количество перевезенных пассажиров с учетом мер государственной поддержки в целом составило в 2015 года 1,5 млн. пассажиров.
В соответствии с отчетными данными перевозчиков в рамках субсидирования организаций воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети за 2015 год выполнено 10 943 рейса, перевезены 555 825 пассажиров (в 2014 году - 11 942 рейса, которыми перевезены 534 656 пассажиров). В 2015 году Росавиацией на организацию 8 дополнительных маршрутов в Дальневосточном федеральном округе направлено 203,4 млн. рублей. Однако, несмотря на то, что в 2015 году увеличен объем перевозок на внутренних линиях, не обеспечено достаточное развитие маршрутов в удаленные и труднодоступные населенные пункты Российской Федерации, не установлены критерии формирования региональной маршрутной сети. Полеты в удаленные и труднодоступные населенные пункты совершены по 23 из 129 субсидируемых маршрутов. При этом полеты совершены только в 11 удаленных и труднодоступных населенных пунктов из 250, предусмотренных Правилами субсидирования региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации. Необходимо отметить, что доля среднегодового пассажирооборота по субсидируемым маршрутам в удаленные и труднодоступные населенные пункты в общем объеме среднегодового пассажирооборота в 2014 году составила 14,8%, в 2015 году - 25,9%, что также свидетельствует о недостаточном развитии маршрутов в удаленные и труднодоступные населенные пункты.
В пояснительной записке к отчету отмечено, что причинами неполного исполнения бюджетных ассигнований по следующим направлениям, являются:
по направлениям "Субсидии на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении" и "Субсидии на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении" - невыполнение открытым акционерным обществом "Авиакомпания "Трансаэро" условий предоставления субсидий в связи с наличием задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
по направлениям "Субсидии организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении" и "Субсидии организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе" - предоставление субсидий осуществляется по мере поступления отчетных документов от авиакомпаний, которых поступило меньше плановых показателей.
Кроме того, по состоянию на 1 января 2016 года на счетах юридических лиц, не являющихся федеральными государственными учреждениями, образовались остатки по мероприятиям подпрограммы "Субсидии федеральным казенным предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", что обусловлено неисполнением подрядчиками принятых контрактных обязательств в установленные сроки.
По направлению "Субсидии российским лесоперерабатывающим предприятиям Дальневосточного федерального округа, участвующим в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, на возмещение части затрат, осуществленных в 2013 - 2015 годах на реализацию таких проектов" оказана государственная поддержка 4 организациям лесопромышленного комплекса, что позволило достичь следующих результатов:
улучшение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности лесопромышленной отрасли в Дальневосточном федеральном округе;
поддержка реализации проектов, включенных в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
строительство сопутствующей инфраструктуры и создания дополнительных рабочих мест;
стимулирование создания и развития комплексной переработки древесины.
В соответствии со сводной бюджетной росписью в 2015 году на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года было перечислено 3 343,6 млн. рублей, или 100% годового объема согласно заявке, представленной ПФР. Исполнение ПФР расходов, направленных на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года составляет 2 747,2 млн. рублей (90,9%); на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации - 116,5 млн. рублей (7,2%).
Низкий уровень исполнения указанных расходов, по мнению Счетной палаты, может свидетельствовать о недостаточном качестве планирования бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ПФР на указанные цели.
Кассовое исполнение расходов на реализацию мероприятий подпрограммы "Приобретение жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы составило 4 992,7 млн. рублей или 99,45 % к бюджетным ассигнованиям, предусмотренных в уточненной росписи. В рамках мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в 2015 году гражданами, выезжающими (выехавшими) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, за счет реализации государственных жилищных сертификатов приобретено 2 687 квартир, в том числе:
за счет средств, выделенных на 2015 год - 2 246 квартир;
за счет сертификатов, оформленных в 2014 году, перешедших на реализацию на 2015 год - 441 квартира.
Пояснительная записка к законопроекту содержит информацию о мерах, предпринятых в рамках создания и развития территорий опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе, и реализации инвестиционных проектов на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона. Так, приведен перечень принятых Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов: распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 1339-р "О направлении бюджетных ассигнований для предоставления в 2015 году из федерального бюджета субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в целях реализации инвестиционных проектов на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона"; постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2015 г. N 935 "О предоставлении субсидии из федерального бюджета управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2015 г. N 2359-р; постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 1400 "О предоставлении из федерального бюджета в 2015 году субсидии в виде имущественного взноса в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Байкальского региона в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона". При этом данные о бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, предоставленных в 2015 году на указанные цели, и об их исполнении в пояснительной записке не содержатся.
В материалах к отчету не отражены данные о ходе реализации в 2015 году государственной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" (ответственный исполнитель - Минэкономразвития России). Основанием для отсутствия данных по государственной программе "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" в Сводном докладе является то, что данная государственная программа носит аналитический характер: не содержит показателей; ее основные мероприятия направлены на координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти; бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в соответствие с законом о бюджете на 2015 год не предусмотрено.
Федеральная адресная инвестиционная программ
Общий объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2016 года согласно отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2015 год составил 2 187,3 млрд. рублей. Количество объектов незавершенного строительства по 64 главным распорядителям средств федерального бюджета составило 10,7 тыс. объектов, в том числе: 3,4 тыс. объектов не начаты строительством (31,8% общего количества); 2,3 тыс. объектов (21,8%), строительство которых ведется; 1,9 тыс. приостановленных объектов (18,1%), в основном без консервации; 2,0 тыс. объектов (18,2%) завершены строительством и введены в эксплуатацию, но государственная регистрация прав на которые не начата либо не завершена; 1,0 тыс. объектов (10,1%), информация о статусе которых отсутствует.
Межбюджетные отношения
Бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2015 году предусмотрены в объеме 1 648 128,5 млн. рублей, кассовое исполнение составило 1 603 706,4 млн. рублей (97,3% исполнения уточненной росписи).
Ключевым видом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".
В 2015 году уровень расчетной бюджетной обеспеченности по 10 наименее обеспеченным регионам составил 62,8% от среднего по России, или 30,3 тыс. рублей на 1 человека в год. По итогам исполнения 2015 года средний уровень фактической бюджетной обеспеченности составил 71,5% (33,8 тыс. рублей), что на 2,8% выше уровня 2014 года.
Структура межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2011-2015 годах
млн. рублей | |||||
Наименование |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Межбюджетные трансферты |
1 470 235,2 |
1 440 193,5 |
1 487 947,3 |
1 606 969,8 |
1 603 706,4 |
Дотации, в том числе: |
563 500,1 |
523 993,0 |
609 144,0 |
774 698,7 |
650 968,0 |
доля в межбюджетных трансфертах |
38,3 |
36,4 |
40,9 |
48,2 |
40,6 |
в % к предыдущему году |
107,8 |
93,0 |
116,3 |
127,2 |
84,0 |
- дотации на выравнивание |
396 995,7 |
396 995,7 |
418 830,4 |
439 771,9 |
487 711,2 |
доля в межбюджетных трансфертах |
27,0 |
27,6 |
28,1 |
27,4 |
30,4 |
в % к предыдущему году |
100,0 |
100,0 |
105,5 |
105,0 |
110,9 |
- дотации на сбалансированность |
154 270,0 |
117 211,3 |
177 837,8 |
322 301,0 |
152 368,6 |
доля в межбюджетных трансфертах |
10,5 |
8,1 |
12,0 |
20,1 |
9,5 |
в % к предыдущему году |
145,6 |
76,0 |
151,7 |
181,2 |
47,3 |
Субсидии |
509 174,6 |
570 917,1 |
515 608,3 |
409 874,9 |
400 172,1 |
доля в межбюджетных трансфертах |
34,6 |
39,6 |
34,7 |
25,5 |
25,0 |
в % к предыдущему году |
123,8 |
112,1 |
90,3 |
79,5 |
97,6 |
Субвенции |
337 465,2 |
284 210,0 |
273 716,3 |
308 159,9 |
336 613,1 |
доля в межбюджетных трансфертах |
23,0 |
19,7 |
18,4 |
19,2 |
21,0 |
в % к предыдущему году |
89,1 |
84,2 |
96,3 |
112,6 |
109,2 |
Иные межбюджетные трансферты |
60 095,3 |
61 073,4 |
89 478,7 |
114 236,3 |
215 953,2 |
доля в межбюджетных трансфертах |
4,1 |
4,2 |
6,0 |
7,1 |
13,5 |
в % к предыдущему году |
91,7 |
101,6 |
146,5 |
127,7 |
189,0 |
Предоставление в 2015 году из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в объеме 487 711,2 млн. рублей способствовало сокращению различий в уровне расчетной бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными регионами с 6,8 до 2,8 раз, а в уровне фактической бюджетной обеспеченности с 7,1 до 2,7 раз.
В 2015 году из федерального бюджета оказана дополнительная финансовая поддержка регионам в виде предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме 152 368,6 млн. рублей, из них по основным направлениям:
- 59 854,4 млн. рублей на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетов сферы;
- 39 808,9 млн. рублей на поддержку мер по обеспечению сбалансированности отдельных бюджетов субъектов Российской Федерации;
- 47 688,7 млн. рублей в целях стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к увеличению регионального налогового потенциала, на частичную компенсацию снижения доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и частичную компенсацию дополнительных расходов на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- 5 000,0 млн. рублей на гранты по результатам оценки деятельности органов власти регионов.
В 2015 году дотации бюджетам закрытых административно-территориальных образований перечислены в сумме 9 987,5 млн. рублей (99,4%), что позволило компенсировать расходы, связанные с режимом безопасного функционирования бюджетов закрытых административно-территориальных образований, а также обеспечить повышенный уровень бюджетной обеспеченности ЗАТО.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2015 году предоставлены в объеме 400 172,1 млн. рублей (94 субсидии) в рамках 21 государственной программы Российской Федерации (380 431,5 млн. рублей или 95,1% общего объема субсидий), а также в рамках непрограммных направлений деятельности (19 740,7 млн. рублей или 4,9% общего объема субсидий). Наибольший объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в 2015 году предоставлен в рамках следующих государственных программ:
- "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" - 161 893,8 млн. рублей или 40,5% общего объема субсидий;
- "Развитие транспортной системы" - 38 133,4 млн. рублей или 9,5% общего объема субсидий;
- "Развитие образования" на 2013-2020 годы - 34 008,5 млн. рублей или 8,5% общего объема субсидий.
В 2015 году бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета предоставлены 27 субвенций общим объемом 336 613,1 млн. рублей.
Наибольшими по объему бюджетных ассигнований в 2015 году были субвенции на:
- оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - 106 805,0 млн. рублей или 31,7% общего объема субвенций;
- выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" - 71 598,7 млн. рублей или 21,3% общего объема субвенций;
- социальные выплаты безработным гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" - 39 039,8 млн. рублей или 11,6% общего объема субвенций.
Объем иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2015 году составил 215 953,2 млн. рублей.
Наибольшими по объему бюджетных ассигнований в 2015 году были иные межбюджетные трансферты:
- на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства по решениям Правительства Российской Федерации - 60 203,8 млн. рублей или 27,9% общего объема иных межбюджетных трансфертов;
- на развитие транспортной инфраструктуры города Москвы - 29 610,0 млн. рублей или 13,7% общего объема иных межбюджетных трансфертов;
- на финансовое обеспечение дорожной деятельности - 21 833,4 млн. рублей или 10,1% общего объема иных межбюджетных трансфертов.
Комитет обращает внимание на актуальность проблемы обеспечения точности прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета. Недостаточная степень обоснованности первоначального прогноза основных макроэкономических показателей, используемых в расчетах к проектам федерального бюджета, приводит к необходимости неоднократного внесения изменений в федеральные законы о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. Так в Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" изменения вносились трижды (федеральные законы от 20 апреля 2015 года N 93-ФЗ, от 13 июля 2015 года N 211-ФЗ и от 28 ноября 2015 года N 329-ФЗ). В результате вносимых изменений доходы федерального бюджета возросли на 711,6 млрд. рублей, а дефицит сократился на 509,3 млрд. рублей.
Качественное прогнозирование основных параметров федерального бюджета будет способствовать рациональному расходованию бюджетных средств в условиях их ограниченности.
Остается также актуальным вопрос повышения эффективности существующей системы предоставления субсидий. Так, в 2014 году число субсидий равнялось 92, на 2015 год была запланирована 81 субсидия, но после внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете число субсидий было опять увеличено до 94 при сокращении их общего объема. Данное обстоятельство не отвечает задаче, поставленной в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации, о предоставлении межбюджетных субсидий в консолидированной форме.
Подтверждает свою актуальность также задача о переходе к преимущественному распределению субсидий на основании закона о федеральном бюджете. Проведенный Комитетом Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показал отсутствие должной корреляции принципов распределения субсидий важнейшим стратегическим задачам. Так в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2013 году развитие Сибири и Дальнего Востока объявлено "национальным приоритетом на весь 21 век". Вместе с тем, суммарный объем сокращения субсидий по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам составил в 2014 году 55 млрд. рублей, в 2015 году - 13 млрд. рублей. На протяжении двух лет объем предоставляемых субсидий сокращался в Республике Бурятия, Республике Тыва, Республике Саха (Якутия), Новосибирской, Омской, Томской, Амурской, Сахалинской областях, Забайкальском крае и в Еврейской автономной области.
В это связи Комитет отмечает необходимость повышения требований к исполнительской дисциплине органов управления при реализации стратегических задач и распределении финансовых ресурсов на соответствующие цели. Комитет также отмечает низкую эффективность реализации Государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" (45,5% при кассовом исполнении расходов 95,4% к уточненной росписи).
С учетом изложенных замечаний, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает принятие проекта федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год".
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.