Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год",
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в части вопросов, относящихся к здравоохранению, и отмечает следующее.
Исполнение федерального бюджета в 2015 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции федеральных законов от 20 апреля 2015 года N 93-ФЗ, от 28 ноября 2015 года N 329-ФЗ, от 13 июля 2015 года N 211-ФЗ) (далее - Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов") и нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение.
О ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294 (далее - государственная программа "Развитие здравоохранения"). В 2015 году изменения в государственную программу "Развитие здравоохранения" не вносились.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 года "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения" утверждены бюджетные ассигнования на 2015 год в сумме 271 631,2 млн. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2015 году бюджетные ассигнования по государственной программе "Развитие здравоохранения" скорректированы и характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в редакции от: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
|
271 631,2 |
249 584,4 |
385 455,0 |
(+) 113 823,8 |
За 2015 год законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований по данной государственной программе в результате внесенных изменений увеличился на сумму 113 823,8 млн. рублей.
Наиболее значимыми являются следующие изменения:
(+) 82 677,8 млн. рублей - поступление в федеральный бюджет иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оказание гражданам Российской Федерации высокотехнологичной помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования;
(+) 32 091,7 млн. рублей - финансовое обеспечение набора социальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17 октября 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "17 июля 1999 г."
(+) 16 000,0 млн. рублей - предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконур в целях улучшения лекарственного обеспечения граждан;
(-) 16 043,3 млн. рублей - сокращение бюджетных ассигнований на 10% в соответствии с общими подходами, предусмотренными Федеральным законом от 20 апреля 2015 года N 93-ФЗ.
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 377 978,2 млн. рублей, или 98,1 % к уточненной росписи.
Исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе "Развитие здравоохранения" и ее подпрограммам характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
|
Закону |
уточненной росписи |
||||
Государственная программа "Развитие здравоохранения" |
249 584,4 |
385 455,0 |
377 978,2 |
в 1,5 раза |
98,1 |
Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" |
70 165,2 |
118 258,0 |
116 806,6 |
в 1,7 раза |
98,8 |
Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи" |
57 092,3 |
130 443,8 |
128 538,8 |
в 2,2 раза |
98,5 |
Подпрограмма "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины" |
33 756,8 |
30 817,8 |
30 022,5 |
88,9 |
97,4 |
Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка" |
3 428,2 |
4 173,3 |
4 128,5 |
в 1,2 раза |
98,9 |
Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям" |
8 911,2 |
9 348,4 |
9 122,4 |
102,4 |
97,6 |
Подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" |
1 729,5 |
1 823,0 |
1 823,0 |
105,4 |
100,0 |
Подпрограмма "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья" |
801,1 |
1 046,3 |
1 053,2 |
в 1,3 раза |
100,7 |
Подпрограмма "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья" |
21 728,6 |
26 298,8 |
26 111,2 |
120,2 |
99,3 |
Подпрограмма "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан" |
40 934,2 |
44 589,7 |
44 134,3 |
107,8 |
99,0 |
Подпрограмма "Управление развитием отрасли" |
10 549,9 |
15 860,8 |
13 442,8 |
в 1,3 раза |
84,8 |
Подпрограмма "Развитие скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме и специализированной медицинской помощи в экстренной форме" |
487,5 |
2 795,1 |
2 795,1 |
в 5,7 раз |
100,0 |
Неисполненные назначения федерального бюджета по государственной программе "Развитие здравоохранения" в целом за 2015 год составили 7 476,7 млн. рублей (2014 год - 5 752,3 млн. рублей).
Наиболее низкий уровень исполнения бюджетных ассигнований отмечен по подпрограмме "Управление развитием отрасли" - 84,8 %. Остатки в сумме 2 160,6 млн. рублей образовались в результате неполного использования средств, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию до 2018 года мероприятий по созданию и развитию единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Указанные средства будут использованы в 2016 - 2018 годах (часть 2.1 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
По подпрограмме "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи" неисполненные назначения составили 1 905,0 млн. рублей, из них:
- 1 180,4 млн. рублей - бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности;
- 358,1 млн. рублей - мероприятия по профилактике, выявлению, мониторингу лечения и лечению лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C.
По подпрограмме "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" неисполненные назначения составили 1 451,4 млн. рублей, из них:
- 721,8 млн. рублей - иные межбюджетные трансферты на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения из-за длительного проведения конкурсных процедур в субъектах Российской Федерации;
- 443,4 млн. рублей - иные межбюджетные трансферты на осуществление организационных мероприятий по обеспечению лиц лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (исполнение к Закону и уточненной росписи - 54,8%).
По данным Счетной палаты Российской Федерации, изложенным в заключении от 31.08.2016 N ЗСП-166/16-09 на отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год, на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения" в 2015 году было предусмотрено 22 425,0 млн. рублей. Кассовое исполнение расходов составило 19 762,5 млн. рублей (88,1% утвержденных лимитов бюджетных обязательств). В 2015 году введено 8 объектов из 19 объектов, подлежавших вводу, или 42,1%.
Согласно сводному годовому докладу о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ, подготовленном Минэкономразвития России (далее - Сводный годовой доклад), эффективность реализации государственной программы "Развитие здравоохранения" в 2015 году составила 89,1%, что соответствует уровню "Эффективность реализации выше среднего уровня". Эффективность реализации данной государственной программы в 2014 году составляла 98,5%, что соответствовало уровню "Высокая эффективность реализации".
О ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы" (далее - Государственная программа N 20) утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 305.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1518 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы" в данную государственную программу внесены изменения в части корректировки ожидаемых результатов и подпрограммы 1, задач подпрограммы 2 и общепрограммных целевых показателей (индикаторов), а также изменения финансового обеспечения.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на реализацию Государственной программы N 20 утверждены бюджетные ассигнования на 2015 год в сумме 16 598,8 млн. рублей.
В 2015 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований уменьшен на сумму 2 971,3 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2016 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 13 627,5 млн. рублей.
Кассовое исполнение федерального бюджета по Государственной программе N 20 в 2015 году составило 10 921,8 млн. рублей (84,9% к Закону и 80,1% к уточненной росписи).
В разрезе подпрограмм исполнение расходов федерального бюджета по Государственной программе N 20 в 2015 году характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
|
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
Государственная программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы |
12 861,4 |
13 627,5 |
10 921,8 |
84,9 |
80,1 |
Подпрограмма "Развитие производства лекарственных средств" |
920,8 |
920,8 |
38,7 |
4,2 |
4,2 |
Подпрограмма "Развитие производства медицинских изделий" |
444,5 |
444,5 |
137,4 |
30,9 |
30,9 |
ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" |
11 496,1 |
12 262,2 |
10 745,8 |
93,5 |
87,6 |
Неисполненные назначения федерального бюджета составили 2 705,6 млн. рублей. Причинами неисполнения являются заявительный характер субсидирования российских организаций и отсутствие заявлений на заключение договоров со стороны потенциальных получателей субсидий, оплата работ в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов "по факту" на основании актов выполненных работ, а также нарушение подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов.
В 2015 году исполнение расходов федерального бюджета по Государственной программе N 20 осуществляли 5 главных распорядителей бюджетных средств. Основная доля финансового обеспечения приходится на Минпромторг России (78,3% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями) и Минобрнауки России (12,2%). Счетная палата Российской Федерации в своем заключении отмечает низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета у Минпромторга России (86,5%), ФМБА России (24,3%) и Росздравнадзора (15,8%).
Счетная палата Российской Федерации указывает на низкий уровень финансирования мероприятий за счет средств организаций, который составил в 2015 году 67,4% планируемого объема (в 2014 году - 84,2%, в 2013 году - 77,2%).
В 2015 году в рамках ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" выполнялись НИОКР по 312 государственным контрактам. По 256 государственным контрактам завершены этапы работ, из них в 2015 году завершено 138 государственных контрактов.
Согласно данным Сводного годового доклада из 8 основных показателей (индикаторов) Государственной программы N 20 плановые значения были выполнены по 7 показателям.
Уровень выполнения показателя "Объем производства отечественных и лекарственных средств, отечественных медицинских изделий в денежном выражении за счет коммерциализации созданных технологий (млрд. рублей)" составил 74,6% (план - 25,6 млрд. рублей, факт - 19,1 млрд. рублей).
По оценке Минэкономразвития России, эффективность реализации Государственной программы N 20 в 2015 году составила 59,4%, что соответствует уровню "Эффективность реализации ниже среднего уровня". По оценке Счетной палаты Российской Федерации, степень эффективности реализации Государственной программы N 20 соответствует уровню "Низкий уровень эффективности".
Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает следующие недостатки в исполнении федерального бюджета в 2015 году:
1. По государственной программе "Развитие здравоохранения" неисполненные назначения федерального бюджета составили 7 476,7 млн. рублей. Согласно данным Сводного годового доклада из 16 основных показателей (индикаторов) не выполнено 3 показателя. Не достигнуто плановое значение показателя "Смертность от всех причин (на 1000 населения (план - 12,5 человека, факт - 13,1 человека). По указанному показателю не достигнуто целевое значение в 68 субъектах Российской Федерации. Низкий уровень эффективности использования бюджетных инвестиций (88,1%) и ввода объектов в эксплуатацию (8 объектов из 19 объектов).
2. По государственной программе Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы" неисполненные назначения федерального бюджета составили 2 705,6 млн. рублей. Не достигнуты плановые значения показателей, которые направлены на конкретизацию целевых ориентиров импортозамещения:
- "Доля лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления в денежном выражении" (план - 37%, факт - 28%) по подпрограмме 1 "Развитие производства лекарственных средств";
- "Доля медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления в денежном выражении" (план - 22%, факт - 18,5%) по подпрограмме 2 "Развитие производства медицинских изделий".
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год" с учетом высказанных замечаний.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 13 октября 2015 года (протокол N 3).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.