Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрен проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год".
Проект составлен в соответствии с требованиями статьи 264.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предусматривает утверждение отчета об исполнении федерального бюджета за 2015 год.
По своему содержанию проект включает следующие данные:
- доходы федерального бюджета за 2015 год по кодам классификации доходов бюджетов;
- расходы федерального бюджета по ведомственной структуре расходов федерального бюджета за 2015 год;
- распределение расходов федерального бюджета за 2015 год по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;
- источники финансирования дефицита федерального бюджета за 2015 год по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.
Вступление в силу федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Авторами предлагается утвердить отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год по доходам в сумме 13 659 242 939,4 тыс. рублей, по расходам в сумме 15 620 252 569,9 тыс. рублей с превышением расходов над доходами (дефицит федерального бюджета) в сумме 1 961 009 630,5 тыс. рублей.
Согласно материалам проекта 2015 год стал годом адаптации российской экономики к изменившимся внешним условиям, основное бремя которой пришлось на первое полугодие. ВВП понизился на 3,7% под давлением продолжающегося падения цен на нефть, повышенной неопределенности внешних условий, ослабления курса рубля и влияния введенных экономических санкций в отношении и со стороны России.
Основной отрицательный вклад в снижение ВВП в 2015 году внесло сокращение расходов на конечное потребление (-7,5% к предыдущему году), которое было связано со значительным снижением потребления домохозяйств. Произошло сокращение реальных располагаемых доходов на 4% к 2014 году и реальных заработных плат на 9,3%. Главным фактором стало снижение реального курса рубля, которое привело к значительному удорожанию импорта. Также сказалось ужесточение условий потребительского кредитования, и резкий рост рублевых цен, связанный с бегством от рубля и валютной паникой на рубеже 2014 и 2015 годов.
Снизив уровень потребления, население значительно увеличило долю сбережений в структуре использования своих денежных доходов, на протяжении всего 2015 года придерживаясь сберегательной модели поведения. В связи с изменением потребления домохозяйств в 2015 году сектор розничной торговли показал худшую динамику за последние 40 лет: оборот розничной торговли сократился по сравнению с 2014 годом на рекордные 10 процентов.
Таким образом, определенным вызовом для бюджетной политики прошедшего периода стало нахождение баланса между усложняющимися задачами государственной политики и установленными на новом, более низком уровне бюджетными возможностями. В этой связи на первый план вышла задача дальнейшего развития инструментов повышения эффективности бюджетных расходов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, начиная с 2014 года, базовой основой формирования федерального бюджета в его расходной части является программная структура расходов (государственные программы и непрограммные направления деятельности).
Соответственно, основой представленного отчета об исполнении федерального бюджета за 2015 год является отчет об исполнении расходов федерального бюджета в разрезе государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограмм), подпрограмм и непрограммных направлений деятельности. Одновременно с указанным отчетом, представлен Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации за 2015 год, подготовленный Минэкономразвития России (далее - Сводный доклад).
В то же время, в пояснительной записке к отчету об исполнении федерального бюджета за 2015 год, представлена информация лишь об объемах бюджетных ассигнований, изменении сводной бюджетной росписи и кассовом исполнении бюджетных назначений по целевым направлениям расходов, предусмотренных на реализацию основных мероприятий государственных программ в разрезе администраторов расходов и подпрограмм, без увязки с результатами, достигнутыми при их расходовании и указания причин их невыполнения.
Необходимо также отметить, что расходы федерального бюджета на социальную поддержку семей с детьми, на реализацию мер демографической политики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к различным разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета. Подраздел "Охрана семьи и детства" раздела "Социальная политика" содержит далеко не полный перечень расходов, которые направлены на поддержку семей с детьми. В основном указанные расходы отнесены к следующим разделам: "Образование", "Здравоохранение", "Социальная политика", "Межбюджетные трансферты". Кроме того, соответствующие бюджетные ассигнования относятся к различным государственным программам (в первую очередь, к программе "Социальная поддержка граждан").
Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Социальная поддержка граждан" (далее госпрограмма) были утверждены на 2015 год в сумме 1 244 905,1 млн. рублей, с учетом изменений в указанный Федеральный закон, - в сумме 1 178 791,7 млн. рублей.
В соответствии с уточненной росписью по состоянию на 1 января 2016 года бюджетные назначения были установлены в сумме 1 160 495,9 млн. рублей. Исполнение бюджетных назначений составило 1 147 367,4 млн. рублей, или 98,87 процента к уточненной росписи.
В разрезе подпрограмм исполнение расходов по госпрограмме характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Государственная программа "Социальная поддержка граждан" |
1 178 791,8 |
1 160 495,9 |
1 147 367,5 |
97,3 |
98,9 |
Подпрограмма "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" |
744 990,7 |
725 855,8 |
713 210,8 |
95,7 |
98,3 |
Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" |
1 637,0 |
1 767,8 |
1 745,7 |
106,6 |
98,7 |
Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" |
430 513,0 |
431 221,2 |
430 765,5 |
100,1 |
99,9 |
Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" |
1 651,1 |
1 651,1 |
1 645,5 |
99,7 |
99,7 |
Согласно сведениям Сводного доклада, по итогам реализации госпрограммы достигнуты следующие результаты.
Степень достижения установленных показателей госпрограммы в 2015 году составила 93,9 процента. Из 17 показателей госпрограммы по 16 показателям были предусмотрены плановые значения на 2015 год.
В 2015 году не были достигнуты плановые значения 4 показателей:
"Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах к общей численности населения" (план - 10,4%, факт - 13,4%). Не достижение планового показателя объясняется более высоким уровнем инфляции по сравнению с темпом роста денежных доходов населения в отчетном году;
"Соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских и образовательных организаций, со средней заработной платой в регионе" (план - 68,5%, факт - 64,4%). По данным субъектов Российской Федерации в 2015 году целевой показатель по заработной плате социальных работников (68,5%) не достигнут в 50 регионах (например, в Пензенской области - 52,7%, Красноярском крае - 53,0%, Омской области - 55,3%);
"Удельный вес детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания для детей-инвалидов в общей численности детей-инвалидов" (план - 98,5%, факт - 54,4%). Не достижение планового показателя объясняется снижением численности детей-инвалидов, обратившихся за получением социальных услуг, и повышением общей численности детей-инвалидов;
"Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, которые реализуют программы по оказанию поддержки деятельности других социально ориентированных некоммерческих организаций" (план - 104 единиц, факт - 87 единиц). Не достижение планового показателя объясняется сокращением объемов финансирования программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Следует отметить, что непосредственно в ведении Комитета находится Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей". Исполнение бюджетных назначений по подпрограмме в разрезе основных направлений расходов характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
||
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей", из них: |
430 513,0 |
431 221,2 |
430 765,5 |
100,1 |
99,9 |
Предоставление материнского (семейного) капитала (межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации) |
312 236,9 |
312 236,9 |
312 236,9 |
100,0 |
100,0 |
Субвенции на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" |
71 629,9 |
71 629,9 |
71 598,7 |
100,0 |
100,0 |
Субсидии на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет |
14 612,0 |
14 612,0 |
14 416,3 |
98,7 |
98,7 |
Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета |
7 257,9 |
7 255,1 |
7 123,4 |
98,1 |
98,2 |
Субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений |
6 902,8 |
6 902,8 |
6 902,8 |
100,0 |
100,0 |
Субвенции на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью |
1 217,1 |
1 217,1 |
1 194,0 |
98,1 |
98,1 |
Субвенции на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" |
1 064,5 |
1 064,5 |
1 006,3 |
94,5 |
94,5 |
Неполное исполнение бюджетных назначений, предусмотренных в 2015 году на предоставление пособий гражданам, имеющим детей, а также детям-сиротам, объясняется причиной заявительного характера указанных выплат.
Образование по состоянию на 1 января 2016 года остатков на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации объясняется причинами:
по субсидии на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, а также по субвенции на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", - заявительным характером указанных выплат;
по субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, - обусловленностью сроков проведения конкурсных торгов на приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот оплатой работ (услуг) по приобретению (строительству) жилых помещений согласно этапам исполнения работ (услуг) в соответствии с заключенными договорами (контрактами), а также экономией по итогам проведения конкурсных процедур.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.