Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
по проекту федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, рассмотрев проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год", внесенный Правительством Российской Федерации, отмечает следующее.
Основные направления реализации бюджетной политики в 2015 году определялись стратегическими целями развития страны, сформулированными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, начиная с 2014 года, базовой основой формирования федерального бюджета в его расходной части является программная структура расходов (государственные программы и непрограммные направления деятельности).
Соответственно, основой представленного отчета об исполнении федерального бюджета за 2015 год является отчет об исполнении расходов федерального бюджета в разрезе государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограмм), подпрограмм и непрограммных направлений деятельности. Одновременно с указанным отчетом представлен Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации за 2015 год, подготовленный Минэкономразвития России.
В Сводном докладе представлены сведения о кассовом исполнении бюджетных назначений, реализации контрольных мероприятий, достижении значений установленных показателей исключительно по госпрограммам.
Исполнение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации
1. Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности
На реализацию государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" утверждены бюджетные ассигнования на 2015 год в сумме 925 714,8 млн. рублей.
В 2015 году объем бюджетных ассигнований уменьшен на сумму 83 279,4 млн. рублей.
Исполнение расходов федерального бюджета составило 838 921,4 млн. рублей или 99,6%.
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы на 2015 год предусмотрено в объеме 905 464,7 млн. рублей, что на 20 250,1 млн. рублей, или на 2,2% меньше ассигнований, установленных Федеральным законом N 384-ФЗ в первоначальной редакции - 925 714,8 млн. рублей.
Целевое значение показателя "Уровень оснащенности внутренних войск МВД России современными образцами вооружения, военной и специальной техники" ГП-8, установленного в размере 54,1% к 2020 году, не соответствует подпункту "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса", в соответствии с которым доля оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техникой должна быть доведена к 2020 году до 70%.
В ГП-8 отсутствует указание на взаимосвязь ее показателей и мероприятий с другими госпрограммами в смежных сферах реализации государственной политики (госпрограммы, ответственными исполнителями которых являются МЧС России, Минтранс России и другие федеральные органы исполнительной власти).
Не утвержден План реализации ГП-8 на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Кроме того, не утвержден Детальный план-график реализации ГП-8 в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов.
Сводной бюджетной росписью с изменениями бюджетные ассигнования по ГП-8 увеличены на 5,1% по сравнению с Федеральным законом N 384-ФЗ (с изменениями). Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2015 года составило 838 921,4 млн. рублей, что на 3 514,0 млн. рублей, или на 0,4% меньше показателя сводной бюджетной росписи (за 2014 год недовыполнение составило 0,1%).
Исполнение расходов федерального бюджета не в полном объеме обусловлено прежде всего неисполнением поставщиками и подрядчиками условий заключенных государственных контрактов по поставкам имущества, реконструкции объектов федерального имущества; экономией, сложившейся по результатам проведения конкурсных процедур; осуществлением выплат пособий и компенсаций по факту обращения, а также снижением фактической численности получателей выплат, пособий и компенсаций по сравнению с запланированной.
Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме 2 "Полиция" составило 66,7% (в 2014 году - 55,6%) при уменьшении показателей сводной бюджетной росписи на 7% по сравнению с бюджетными ассигнованиями, утвержденными в ГП-8 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи - 100%).
Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме 4 "Обеспечение реализации государственной программы" составило 80% (в 2014 году - 66,7%) при уменьшении показателей сводной бюджетной росписи на 8% по сравнению с бюджетными ассигнованиями, утвержденными в ГП-8 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи - 98,8%).
Показатели (индикаторы) по подпрограмме 1 "Предварительное следствие", подпрограмме 3 "Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации" и ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" выполнены на 100% при уменьшении показателей сводной бюджетной росписи соответственно на 4,4% и на 8,9% по сравнению с бюджетными ассигнованиями, утвержденными в ГП-8 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи - 100%).
Не выполнен показатель 4.4 "Уровень денежного довольствия военнослужащих внутренних войск МВД России относительно уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики" (плановое значение - 126%, фактическое - 117,8%) в связи с приостановлением действия части 9 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", предусматривающей ежегодное увеличение (индексацию) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) размеров окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям.
Не выполнен показатель 4.14 "Уровень обеспеченности военнослужащих внутренних войск служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях" (плановое значение 100%, фактическое - 93,6%) в связи с изменением потребности внутренних войск МВД России в служебном жилье с учетом новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя (дополнительно необходимо 1,7 тыс. жилых помещений).
Показатель "Результативность экспертно-криминалистических учетов" не достигнут (факт - 17,3%, план - 23%) в связи со снижением в 2015 году количества осмотров мест происшествий (на 2,1%), проведенных с участием сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, повлекшим уменьшение количества изъятых вещественных доказательств, являющихся объектами экспертно-криминалистических учетов.
Показатель "Доля несовершеннолетних, совершивших преступления и общественно опасные деяния, в числе состоявших на учете в органах внутренних дел" не достигнут (факт - 5,04%, план - 3,78%), что связано со сложившейся судебной практикой в отношении указанной категории лиц - отказами судов и уголовно-исполнительных инспекций в удовлетворении ходатайств органов внутренних дел о применении к несовершеннолетнему усиленной меры наказания, и, как следствие, ростом повторной преступности.
Показатель "Количество утраченного и похищенного оружия в расчете на 10 тыс. единиц оружия, зарегистрированного у владельцев в органе внутренних дел" не достигнут (факт - 15,61 условных единиц, план - 8,35 условных единиц) в связи с активизацией деятельности органов внутренних дел по повышению эффективности мер, направленных на обеспечение надлежащего контроля за легальным оборотом оружия, в том числе проведением специальных комплексных проверок.
Показатель "Доля зарегистрированных в отчетном периоде преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, зарегистрированного в подразделениях лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, в общем количестве преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия" не достигнут (факт -16,29%, план - 6,92%), что обусловлено изменением законодательства в части усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия, в связи с которым в понятие "огнестрельное оружие" включено "огнестрельное оружие ограниченного поражения" (бесствольное, газовое оружие под патрон травматического действия).
Также не достигнуты показатели "Средний уровень развития направлений экспертиз в региональных экспертно-криминалистических подразделениях" (факт - 69,1%, план -72,6%) и "Удельный вес уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования и пересоставления обвинительного акта, обвинительного постановления, от числа направленных дознавателями прокурору с обвинительным актом, обвинительным постановлением" (факт - 3,75%, план - 3,6%).
2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на реализацию государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" утверждены бюджетные ассигнования на 2015 год в сумме 227 204,3 млн. рублей.
В 2015 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований по государственной программе "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" уменьшен на сумму 22 246,7 млн. рублей.
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 201 002,4 млн. рублей или 98,1% к уточненной росписи.
Неполное исполнение бюджетных ассигнований в основном обусловлено экономией, сложившейся по результатам проведения конкурсных процедур, несвоевременным представлением поставщиками счетов и актов выполненных работ, уменьшением численности получателей социальных выплат по сравнению с запланированной и рядом иных факторов.
Финансовое обеспечение деятельности системы МЧС России в 2015 году производилось в соответствии с утвержденной установленным порядком сводной бюджетной росписью МЧС России и установленными лимитами бюджетных обязательств на 2015 год.
Основные усилия были направлены на полное финансовое обеспечение социального пакета работников системы, безусловное обеспечение выполнения задач по предназначению, выполнение мероприятий в соответствии с Комплексным планом основных мероприятий Министерства, а также гуманитарной и международной деятельности МЧС России.
По состоянию на 31 декабря 2015 года лимиты бюджетных обязательств МЧС России составляют 185,0 млрд. рублей, из которых довольствующими подразделениями ЦА распределено 92,75% (175,8 млрд. рублей) от объемов лимитов.
Контрактация по системе в целом составляет 98,61%, в том числе:
по договорным обязательствам: 98,62%;
по инвестиционным расходам: 97,23%.
Кассовое исполнение бюджетной росписи составило 178,2 млрд. рублей или 96,33%;
по социальным выплатам: 99,4% (123,6 млрд. рублей);
по договорным обязательствам: 89,0% (29,5 млрд. рублей).
3. Юстиция (исполнение наказаний)
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на реализацию государственной программы "Юстиция" (ГП 42) утверждены бюджетные ассигнования на 2015 год в сумме 305 494,2 млн. рублей.
В результате внесенных изменений ассигнования, предусмотренные на реализацию ГП-42, составили: в соответствии с Федеральным законом N 384-ФЗ (с изменениями) - 278 248,7 млн. рублей, что на 23 150,2 млн. рублей, или на 7,7%, меньше ассигнований, предусмотренных паспортом ГП-42 на 2015 год, в соответствии со сводной бюджетной росписью на 31 декабря 2015 года - 287 272,7 млн. рублей, что на 14 126,2 млн. рублей, или на 4,7%, меньше, чем в паспорте ГП-42.
В 2015 году изменения в ГП-42 ответственным исполнителем не вносились.
Количественные и качественные показатели (индикаторы) не приведены в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом N 384-ФЗ, в связи с приостановкой действия нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2015 году.
Ресурсное обеспечение реализации ГП-42 на 2015 год предусмотрено паспортом госпрограммы в объеме 301 398,9 млн. рублей, что на 4 095,3 млн. рублей, или на 1,4%, меньше ассигнований, установленных Федеральным законом N 384-ФЗ (в первоначальной редакции) (305 494,2 млн. рублей).
В результате внесенных изменений ассигнования, предусмотренные на реализацию ГП-42, составили: в соответствии с Федеральным законом N 384-ФЗ (с изменениями) - 278 248,7 млн. рублей, что на 23 150,2 млн. рублей, или на 7,7%, меньше ассигнований, предусмотренных паспортом ГП-42 на 2015 год, в соответствии со сводной бюджетной росписью на 31 декабря 2015 года - 287 272,7 млн. рублей, что на 14 126,2 млн. рублей, или на 4,7%, меньше, чем в паспорте ГП-42.
Федеральным законом N 384-ФЗ (первоначальная редакция) бюджетные ассигнования на реализацию ГП-42 утверждены в объеме 305 494,2 млн. рублей, что на 4 095,3 млн. рублей, или на 1,4%, больше утвержденных госпрограммой бюджетных ассигнований.
Ресурсное обеспечение реализации ГП-42 за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета не приведено в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом N 384-ФЗ, и показатели (индикаторы) госпрограммы в 2015 году не корректировались в связи с приостановкой действия нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2015 году.
Кассовое исполнение расходов составило 319 595,4 млн. рублей, что на 11,3% больше показателя сводной бюджетной росписи (за 2014 год - 10,7% объем перевыполнения), в том числе: по подпрограмме 3 "Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний" - 33 231,3 млн. рублей (перевыполнение 15%, в 2014 году - 13,6%).
Вместе с тем, отмечено недовыполнение: по подпрограмме 1 "Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций" - 81,8 млн. рублей (недовыполнение 10,4%, в 2014 году - перевыполнение 0,1%); по подпрограмме 4 "Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов" - 154,9 млн. рублей (недовыполнение 0,3%, в 2014 году - 0,4%); по подпрограмме 5 "Повышение эффективности государственного управления при реализации Государственной программы" - 420,2 млн. рублей (недовыполнение 8,4%, в 2014 году - 1%), по ФЦП "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" - 251,8 млн. рублей (недовыполнение 1,9%, в 2014 году - 0,1%).
Согласно данным Сводного годового доклада из 10 основных показателей (индикаторов) ГП-42 фактически выполнены 6 показателей, из которых плановые значения 3 показателей: "Объем выполненных судебных экспертиз и экспертных исследований (в натуральном выражении)", "Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при принятии решений о государственной регистрации некоммерческих организаций (соотношение количества решений, признанных незаконными судом или Минюстом России к общему количеству принятых решений)", "Доля осужденных, освободившихся из мест лишения свободы без профессии (специальности)" значительно перевыполнены, что свидетельствует о низком уровне планирования.
По 4 показателям ГП-42 плановые значения не достигнуты.
В 2015 году из 26 показателей (индикаторов) подпрограмм не достигнуты 8 показателей (индикаторов) (30,8%), из них: "Количество лабораторий, прошедших аккредитацию на соответствие международным стандартам" (план - 14 единиц, факт - 7 единиц), "Уровень побегов из-под охраны на 1000 осужденных и заключенных" (план - 0,009 единиц, факт - 0,013 единиц), "Уровень денежного довольствия сотрудников ФСИН России" (план - 49 051,6 рублей, факт - 48 105,5 рублей), "Точность планирования деятельности учреждений (отклонение фактического выполнения государственного задания от планируемого)" (план - 15%, факт - 23,6%). По данным Сводного годового доклада из 19 контрольных событий, предусмотренных планом реализации ГП-42, в 2015 году выполнено 15 контрольных события (78,9% общего количества), 3 из которых наступили позже установленного срока.
Не выполнено 4 контрольных события (21,1%). Так, не выполнены: контрольное событие "Разработана и утверждена концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи, направленная на обеспечение доступа граждан и юридических лиц на получение квалифицированной юридической помощи", "Создан центр обработки данных и управления сетевыми ресурсами в г. Москве для повышения надежности работы информационно-телекоммуникационной сети, хранения и защиты информации"; контрольное событие "Введен следственный изолятор на 500 мест в г. Борисоглебске, соответствующий международным стандартам (УФСИН России по Воронежской области)".
По данным Сводного годового доклада из 69 контрольных событий, предусмотренных детальным планом-графиком реализации ГП-42, в 2015 году выполнено 60 контрольных событий (87% общего количества), 5 из которых наступили позже установленного срока.
По оценке Счетной палаты, степень эффективности госпрограммы в 2015 году соответствует уровню "Средний уровень эффективности" (уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм и ФЦП составляет 67,1% (низкий уровень), уровень динамики достижения показателей за 2015 год по сравнению с 2014 годом - 69,7% (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам - 83,3% (средний уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи - 111,3% (высокий уровень), уровень качества управления госпрограммой - 100% (высокий уровень). Дебиторская задолженность в части расходов федерального бюджета уменьшилась по Минюсту России и ФССП России, по ФСИН России - увеличилась и в целом по ГП-42 увеличилась (средний уровень).
4. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по разделу 03 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" составило 1 965 617,9 млн. рублей, или 98,8% показателя, установленного сводной бюджетной росписью с учетом изменений.
Расходы по данному разделу на 87,3% осуществлялись в рамках программных направлений деятельности.
С учетом изложенного, Комитет по безопасности и противодействию коррупции, отмечая достаточную степень эффективности использования главными распорядителями средств федерального бюджета в пределах уменьшенного общего объема бюджетных ассигнований, рекомендует проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год" к принятию в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.