Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 17731-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности Счетной палаты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект подготовлен в целях уточнения и конкретизации отдельных положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), регламентирующих осуществление контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата), а также отдельных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), определяющих компетенцию инспекторов Счетной палаты по составлению протоколов об административных правонарушениях, и направлен на совершенствование законодательства в сфере внешнего государственного аудита (контроля).
1. В целях обеспечения единой системы контроля по вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты, включая в том числе организацию и осуществление контроля за целевым и эффективным расходованием средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, предлагается внести изменения в часть 1 статьи 13 Федерального закона N 41-ФЗ:
в части дополнения функций Счетной палаты по проведению проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (пункт 5); по проведению оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в текущем финансовом году (пункт 6); по подготовке ежеквартальной оперативной информации о ходе исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в текущем финансовом году, их представлению палатам Федерального Собрания и направлению Председателю Правительства Российской Федерации аналитической записки о ходе исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный период (пункт 14);
в статью 19 Федерального закона N 41-ФЗ в части проведения Счетной палатой оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Согласно новой редакции пункта 6 статьи 19 Счетная палата ежеквартально одновременно с оперативным докладом о ходе исполнения федерального бюджета представляет палатам Федерального Собрания оперативную информацию о ходе исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Указанные изменения в статьи 13 и 19 Федерального закона N 41-ФЗ корреспондируются с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ "О парламентском контроле", согласно которому Счетная палата как постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля) участвует в осуществлении парламентского контроля в случаях, порядке и формах, предусмотренных указанным Федеральным законом.
2. В целях приведения норм Федерального закона N 41-ФЗ в соответствие с положениями статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части определения области действий контрольных полномочий Счетной палаты и объектов аудита (контроля) законопроектом предлагается дополнить перечень объектов аудита (контроля) коммерческими организациями с долей (вкладом) хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также полномочиями по осуществлению внешнего государственного аудита (контроля) за соблюдением юридическими лицами условий государственных (муниципальных) контрактов, что позволит системно оценивать эффективность использования государственных ресурсов.
3. В целях обеспечения выполнения поручений Президента Российской Федерации законопроектом вносятся изменения в часть 4 статьи 15 Федерального закона N 41-ФЗ, предусматривающие проведение Счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении иных организаций не только по обращениям Президента Российской Федерации, но и поручениям Президента Российской Федерации, что соответствует Порядку исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 28 марта 2011 г. N 352 "О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации".
Кроме того, положения части 4 статьи 15 Федерального закона N 41-ФЗ конкретизированы в части оформления поручений Совета Федерации и Государственной Думы, соответствующими постановлениями. Указанные изменения соответствуют положениям Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД) и Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ).
4. В целях унификации терминологии Федерального закона N 41-ФЗ с положениями статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля и содержащей в том числе виды и понятия проверок, в статье 16 Федерального закона N 41-ФЗ, регламентирующей методы осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности предлагается установить виды проверок: камеральные и выездные и дать их определения.
5. Часть 10 статьи 16 Федерального закона N 41-ФЗ предлагается дополнить указанием на то, что при осуществлении экспертно-аналитической деятельности исследуются причины и последствия нарушений и недостатков, выявленных не только при проведении экспертно-аналитических, но и контрольных мероприятий.
6. В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 41-ФЗ Счетная палата осуществляет комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отчетном финансовом году, по результатам которых подготавливает заключение Счетной палаты.
Кроме того, Счетная палата осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и подготавливает заключения по каждому главному администратору средств федерального бюджета.
Контрольные мероприятия по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета осуществляются одновременно, и их результаты оформляются единым заключением.
Действующая редакция статьи 17 Федерального закона N 41-ФЗ не предусматривает оформление по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий заключений Счетной платы, а также персональную ответственность членов Коллегии Счетной палаты за достоверность заключений по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Изменения в части 2 - 4 статьи 17 Федерального закона N 41-ФЗ направлены на устранение существующего пробела.
7. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 октября 2015 г. N 291-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" в части 4 и 5 статьи 26 Федерального закона N 41-ФЗ внесены изменения в отношении установления обязанности объекта аудита (контроля) по выполнению представления Счетной палаты в установленный срок и уведомлению Счетной палаты о принятых мерах по результатам выполнения представления.
Вместе с тем действующая редакция части 4 статьи 26 Федерального закона N 41-ФЗ предусматривает возможность продления срока рассмотрения представления Счетной палаты по решению Коллегии Счетной палаты.
В целях устранения внутреннего противоречия положений статьи 26 Федерального закона N 41-ФЗ в законопроекте предлагается слово "рассмотрения" заменить словом "выполнения".
8. В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона N 41-ФЗ при невыполнении или ненадлежащем выполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля).
В этой связи представляется некорректным вынесение предписаний в случаях неустранения недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий.
Учитывая изложенное из текста статьи 27 Федерального закона N 41-ФЗ предлагается исключить слова "недостатков и".
9. Перечень органов и организаций, с которыми Счетная палата осуществляет взаимодействие, установленный в статье 30 Федерального закона N 41-ФЗ, дополнен иными организациями, что позволит повысить эффективность выполнения Счетной палатой ее задач и функций.
10. Частью 1 статьи 32 Федерального закона N 41-ФЗ установлено, что вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счетной палаты, содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел определяются Регламентом Счетной палаты.
При этом действующая редакция статьи не учитывает, что заместитель Председателя Счетной палаты также осуществляет руководство направлением деятельности Счетной палаты.
В связи с изложенным законопроектом предлагается уточнить данную норму в части деятельности заместителя Председателя Счетной палаты.
11. Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона N 41-ФЗ Счетная палата организует свою работу на основе основных направлений деятельности Счетной палаты, годовых планов, планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для нужд Счетной палаты, которые формируются исходя из необходимости обеспечения выполнения ее задач, функций и полномочий.
Анализ правоприменения указанной нормы показал, что разработка планов опытно-конструкторских работ для нужд Счетной палаты в целях планирования и организации работы Счетной палаты не осуществляется.
В этой связи предлагается исключить данное положение из норм части 1 статьи 33 Федерального закона N 41-ФЗ.
12. В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" полномочия инспекторов Счетной палаты, а также уполномоченных должностных лиц контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, установленные пунктом 3 части 5 статьи 28.3 Кодекса были расширены путем включения в перечень составов нарушений, по которым указанные должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, частей 1 - 3 статьи 7.29.3 Кодекса (нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок), а также части 8 статьи 7.32 Кодекса (нарушение порядка заключения, изменения контракта).
Вместе с тем, в рамках полномочий Счетной палаты, а также контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, определенных статьей 98 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанные органы осуществляют аудит в сфере закупок. При этом контрольными полномочиями в сфере закупок они не наделены.
В целях устранения коллизии, а также исключения дублирования полномочий с органами, осуществляющими контроль в сфере закупок в соответствии со статьей 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предлагается вернуться к прежней редакции данной нормы, исключив из полномочий должностных лиц Счетной платы и контрольно-счетных органов право составлять протоколы по указанным нарушениям в сфере закупок.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности Счетной палаты Российской Федерации"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности Счетной палаты Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности Счетной палаты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности Счетной палаты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.