Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 19694-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" разработан в целях реализации прав органа государственной власти, в частности Федерального дорожного агентства или уполномоченной им организации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять свои права по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства. Законопроект предусматривает наделение правом органа государственной власти или уполномоченной им организации разрабатывать и утверждать собственную схему размещения рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в границах полос отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения (далее - Схема) и согласования Схемы с федеральным органом исполнительной власти. При этом право органов местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждать схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности сохраняется, за исключением земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Основной проблемой, способствующей к размещению незаконно установленных рекламных конструкций в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения является то, что с учетом действующих норм законодательства в области рекламы, органами местного самоуправления проводятся торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории районов, в том числе вдоль федеральных автомобильных дорог. Торги проводятся в соответствии со Схемой, утвержденной тем или иным муниципальным образованием. В Схеме, места под установку рекламных конструкций вдоль федеральных автомобильных дорог обозначены как неразграниченная муниципальная территория.
После проведения муниципальными образованиями торгов, установка рекламных конструкций операторами наружной рекламы на основании договора с органом местного самоуправления и выданного им же разрешения на установку рекламных конструкций фактически происходит в границах полос отвода федеральных автомобильных дорог.
Таким образом, действующие нормы законодательства в области рекламы способствуют к превышению полномочий муниципальными образованиями в отношении федерального имущества, в том числе земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
С этой целью предлагается внести изменения в статью 19 Федерального закона "О рекламе", предусмотрев, что владелец автомобильной дороги на праве постоянного (бессрочного) пользования или оперативного управления, у которого находятся автомобильные дороги общего пользования федерального значения самостоятельно разрабатывает Схемы размещения рекламных конструкций в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения и согласовывают с федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"" в качестве общего правила, предусматривает судебный порядок обязания лица демонтировать рекламную конструкцию. Исключение из этого правила установлено частью 10 статьи 19 закона о рекламе, допускающей демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции без судебной процедуры на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Таким образом, для демонтажа рекламной конструкции требуется либо решение суда, либо, если эта конструкция установлена самовольно, предписание органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Вместе с тем, при выполнении работ по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения у владельцев автомобильных дорог возникают следующие трудности при взаимодействии с органами местного самоуправления:
утвержденные органом местного самоуправления схемы размещения рекламных конструкций (далее - Схема), фактически установленных в границах полосы отвода на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения, в том числе с учетом разрешений такого органа местного самоуправления, не представлены на согласование в адрес владельца автомобильной дороги;
органами местного самоуправления не включены в Схемы рекламные конструкции, по которым торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию проведены до утверждения таких Схем и срок действия разрешения, по которым не истек. В соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" в Схемы необходимо включать все места их установки;
в Схеме отсутствует точное определение местоположения рекламной конструкции на соответствующем земельном участке, сведения об уникальных характеристиках земельного участка (например, кадастровый номер) в том числе, описание местоположения границ земельного участка с указанием точных линейных размеров, измеряемых в метрах, от характерных ориентиров на местности и в пространстве, с определением координат;
органы местного самоуправления при заключении договора и выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не учитывают требования ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" и таким образом, не определяют расположение рекламной конструкции относительно:
пределов (границ) населенного пункта,
технических средств организации дорожного движения (километровые столбы, дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры и т.д.),
аварийно-опасных участков дорог и улиц, железнодорожных переездов в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружений, туннелей и путепроводов, въездов и выездов из туннелей,
участков автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м,
участков автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах - на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м,
проезжей части и обочинами дорог, а также разделительных полос,
дорожных ограждений и направляющих устройств, подпорных стен,
участков автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м - в населенных пунктах,
остановок маршрутных транспортных средств,
границ наземных пешеходных переходов и пересечений автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах,
автомобильной дороги или улицы с указанием перпендикулярного расстояния от бровки земляного полотна к автомобильной дороге (бордюрного камня) вне населенных пунктов и в населенных пунктах,
автомобильной дороги или улицы с определением перпендикулярного к автомобильной дороге расстояния до средства наружной рекламы, для рекламных конструкций с высотой верхней точки более Юм или менее 5 м над уровнем проезжей части,
линий электропередачи осветительной сети и т.д.;
органами местного самоуправления должным образом не осуществляется контроль за фактическим (не формальным) исполнением договора и разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
в случаях выявленных нарушений требований нормативных правовых актов и нормативных технических документов Российской Федерации в сфере размещения рекламных конструкций органы местного самоуправления не принимают меры по обжалованию в судебном порядке (часть 20 статьи 19 Федерального закона 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"), выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
органы местного самоуправления при включении рекламных конструкций в Схему не согласовывают территориальное размещение (место размещения) рекламных конструкций с органом, осуществляющим контроль за соблюдением технических регламентов, в том числе с владельцем автомобильной дороги и с органом, осуществляющим контроль за безопасностью движения транспорта, тем самым не учитываются технические требования, обеспечивающие охрану и защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, установленные законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог.
В связи с изложенным, предлагается внести в настоящую статью изменения, предусмотрев право собственника земельного участка или лица, обладающего иным вещным правом на земельный участок осуществлять демонтаж незаконно установленной рекламной конструкции на земельном участке без предписания от органа местного самоуправления.
Принятие Федерального закона "О внесение изменений в Федеральный закон "О рекламе" позволит упорядочить возможность использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности в целях проведения самостоятельных торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения органами государственной власти или уполномоченными ими организациями в соответствии с разработанными ими Схемами размещения рекламных конструкций в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения, недопущения незаконного использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также поступления дополнительных денежных средств в соответствующий бюджет.
Так, 01.11.2016 был объявлен тендер в отношении размещения рекламы на участке трассы М7-волга (включающая в себя 4 муниципальных образования, примерной протяженностью 110 км) по цене 250 млн. рублей сроком исполнения пять лет.
При этом стоит отметить, что общая протяженность дорог в Российской Федерации составляет 1 200 000 км, из них трассы федерального значения - 52 000 км (около 5% от всей протяженности дорог).
Исходя из вышеизложенного следует, что данная поправка в статью закона даст существенный вклад в федеральный бюджет, при этом для муниципальных властей это не будет иметь значительной потери или нагрузки.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" не потребует дополнительного бюджетного финансирования.
Перечень Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" не предусматривает внесения изменений в другие законодательные акты и не повлияет на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, увеличения численности соответствующих органов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.