Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 22435-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Вопросам разработки мер дополнительной социальной поддержки детей, родители которых неизвестны, руководством страны, органами государственной власти, общественными организациями уделяется большое внимание. Данный вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Координационный совет), рассматривался на заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации на тему "О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства". В перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам указанного заседания вошло, в том числе, поручение Правительству Российской Федерации подготовить предложения по совершенствованию законодательства в части финансовой поддержки детей, у которых оба родителя неизвестны.
Пунктом 9 Плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Минтруду России совместно с Минобрнауки России, Минфином России, Минэкономразвития России было поручено подготовить предложения о дополнительной социальной поддержке детей, родители которых неизвестны.
Столь пристальное внимание к указанной категории детей обусловлено тем, что такие дети в вопросе финансовых возможностей при выходе из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или по окончании образовательных учреждений изначально поставлены в неравное материальное положение даже по сравнению с детьми-сиротами, не имеют права на получение пенсии по случаю потери кормильца, так как юридически никогда не имели ни одного из родителей.
Законопроектом предлагается для решения данного вопроса внести изменения в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и включить детей, родители которых неизвестны, в перечень лиц, имеющих право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, приравняв таким образом права этих детей (в вопросах пенсионного обеспечения) к имеющимся в действующем законодательстве правам детей, потерявших обоих родителей или единственного кормильца.
Необходимо отметить, что суды первой инстанции и суды общей юрисдикции, рассматривая дела о назначении детям-сиротам, родители которых неизвестны, пенсии по случаю потери кормильца, принимают решения в пользу детей-сирот (определение Приморского краевого суда от 23.09.2015 г. по делу N 33-8603/2015; Апелляционное определение Омского областного суда по делу N 33-808/2015; Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 11.12.2014 г. по делу N 33-12262; Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 27.08.2014 г. по делу N 33-2948 и др.).
Судебные органы, принимая решения в пользу ребенка-сироты, исходят из того, что право на получение пенсии по потере кормильца имеет ребенок, потерявший одного или обоих родителей, и при этом не имеет значения, каким образом ребенок потерял родителей, оставшись без их попечения. Кроме того, свидетельство о рождении сироты, в котором отсутствует указание на родителей, является документом, подтверждающим, что ребенок потерял обоих родителей, и непредставление свидетельства о смерти родителей ребенка, либо каких-то других документов не может являться основанием к отказу в назначении пенсии.
Само наличие таких судебных споров доказывает неоднозначность толкования действующих норм. При этом возможность толкования норм в пользу детей, родители которых неизвестны, показывает, что их уточнение в части включения таких детей в перечень лиц, имеющих право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, согласуется с системой федерального законодательства.
Учитывая немногочисленность рассматриваемой категории детей (согласно письму Минобрнауки России N МОН-П-1576 от 20 апреля 2016 г. - 880 чел. по состоянию на 20.04.2016 г.), их особую незащищенность, а также приоритеты государственной социальной политики Российской Федерации, было принято решение о подготовке данного законопроекта, несмотря на необходимость дополнительных расходов из федерального бюджета в связи с его принятием.
Законопроектом предусмотрено, что он вступает в силу с 1 января 2017 года для возможности при формировании бюджетных проектировок федерального бюджета на 2017 год предусмотреть средства, необходимые для начисления социальной пенсии по случаю потери кормильца детям, родители которых неизвестны.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом замечаний, которые могут быть устранены путем внесения соответствующих поправок при доработке законопроекта после его принятия в первом чтении.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета на выплату социальной пенсии по случаю потери кормильца детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, детям, в свидетельстве о рождении которых сведения о родителях отсутствуют.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации по состоянию на 20 апреля 2016 года на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находится 880 детей, у которых в свидетельстве о рождении в графах "мать" и "отец" сведения отсутствуют (письмо Минобрнауки России N МОН-П-1576 от 20 апреля 2016 г.).
По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации социальная пенсия нетрудоспособным гражданам вышеназванной категории по состоянию на 1 января 2016 года составляет 10 700 руб. в месяц (письмо Минтруда России от 11 мая 2016 года N 21-1/10/ФС-434).
Таким образом, для реализации законопроекта потребуется 9 416 тыс. руб. в месяц, что составляет 112 992 тыс. руб. в год.
Законопроектом предусмотрено, что он вступает в силу с 1 января 2017 года для обеспечения возможности при формировании бюджетных проектировок федерального бюджета на 2017 год предусмотреть средства, необходимые для начисления социальной пенсии по случаю потери кормильца детям, родители которых неизвестны.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона " О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.