Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 23946-7 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях повышения эффективности реализации норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица.
В соответствии со статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от 500 рублей до 2 тыс. рублей.
Размер минимального штрафа не повышался с 2002 года и в настоящее время составляет значительно меньшую сумму, чем обязательные к уплате страховые взносы (для индивидуального предпринимателя - 25,5 тыс. рублей в 2016 году), налоги, штрафы за непредставление налоговой и страховой отчетности и даже государственные пошлины за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (800 рублей) и юридического лица (2 тыс. рублей).
Так, по информации Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике за 2015 год было выявлено 219 нарушений, за 1-е полугодие 2016 года - 102. При этом суммы предъявленных санкций по постановлениям мировых судей составили за 2015 год - 103 тыс. рублей, за 1-е полугодие 2016 года - 44,5 тыс. рублей, суммы взысканных штрафов составили 103 и 12,5 тыс. рублей, соответственно. Очевидно, что суммы взысканных штрафных санкций несоизмеримо меньше объемов налогов и страховых взносов, которые могли бы поступить в бюджет и внебюджетные фонды от предпринимателей, деятельность которых признана нелегальной.
Кроме того, нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе в соответствии со статьей 116 Налогового кодекса Российской Федерации влечет наложение штрафа в размере 10 тыс. рублей, за ведение деятельности без постановки на учет налоговая ответственность составляет не менее 40 тыс. рублей. В случае причинения ущерба гражданам или государству, а также при получении доходов в крупных размерах, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации подлежит уголовной ответственности, размеры штрафов в соответствии со статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации составляют до 300 тыс. рублей, а при отягчающих обстоятельствах - от 100 до 500 тыс. рублей.
При этом нормы Налогового кодекса Российской Федерации применяются в отношении уже зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а Уголовного кодекса Российской Федерации - при выявлении и доказательстве фактов извлечения крупного дохода или причинения третьим лицам ущерба.
Таким образом, при существующих нормах федерального законодательства нелегальным малым предпринимателям грозит в основном административный штраф 500 рублей, что не стимулирует их регистрироваться и уплачивать установленные налоги и взносы. Негативным последствием этого, помимо недопоступления платежей в бюджет и внебюджетные фонды, является также завышение численности незанятого населения, на социальное обеспечение которого необходимо выделение значительных средств из бюджетов всех уровней.
С учетом вышеизложенного, предлагается пересмотреть размеры административных штрафов за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, установив нижний предел на уровне 40 тыс. рублей, а верхний предел - 100 тыс. рублей.
Также в связи с предлагаемыми изменениями необходимо внести соответствующее изменение в статью 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.