Досье на проект федерального закона
Экологическая и биологическая безопасность населения во многом связаны с качеством питьевой воды.
Важнейшей причиной возникновения проблем качества воды является интенсивное загрязнение источников водоснабжения. Первому классу качества соответствует лишь один процент воды поверхностных водных источников из которых осуществляется водоснабжение 70 процентов населения России. Многие из них не имеют зон санитарной охраны.
Пунктом 5 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации в качестве одного из основополагающих принципов водного законодательства установлен приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.
Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, одним из основных направлений действий, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на водные объекты, определено обустройство зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - ЗСО).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Соблюдение требований Закона N 52-ФЗ осуществляется путем организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Утверждение проектов ЗСО является государственной функцией органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и утверждает административный регламент по данной государственной услуге.
Вместе с тем действующим законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения не определено конкретное лицо или орган, обязанностью которого является разработка проекта ЗСО.
Исходя из анализа судебной практики единообразного толкования и применения закона в части определения субъекта права, ответственного за разработку проектов ЗСО, в настоящее время нет.
В связи с этим проекты ЗСО практически не разрабатываются, что приводит к несоблюдению режима санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, в том числе застройке в пределах ЗСО, загрязнению земель, нарушению условий жизнедеятельности населения, ущербу здоровью граждан, нанесению ущерба природной среде.
Отсутствие разработанных и утверждённых проектов ЗСО существенно нарушает права и законные интересы жителей и иных лиц, пребывающих на территории поселений, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации, исходя из которых, каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает внесение изменения в часть 4 статьи 18 Федерального закона, в соответствии с которым будут определены конкретное лицо или орган, обязанностью которых будет являться разработка проекта ЗСО.
Принятие данного Федерального закона обяжет собственников водозаборных сооружений разрабатывать проекты ЗСО, что будет способствовать соблюдению режима охранных зон и позволит достигнуть желаемой цели санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не потребует отмены, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.