Досье на проект федерального закона
Согласно статье 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти в России, являются референдум и свободные выборы. Избирательный механизм должен гарантировать проведение честных, прозрачных и свободных выборов.
Вместе с тем, широкий перечень оснований для проведения досрочного голосования или голосования "на дому" способствует злоупотреблениям этой гарантией. В настоящее время российское избирательное законодательство характеризуется гибкостью реализации активного избирательного права, что приводит к сомнению в объективности результатов выборов. Так, ежегодно при проведении выборов на различных уровнях фиксируются сотни правонарушений, связанные с подвозом избирателей на участки, фальсификацией списков избирателей, "вбрасыванием" бюллетеней, что, в конечном счете, искажает итоги голосования и нарушает права избирателей.
Представляется, что прозрачность подсчета голосов и подведения итогов голосования не обеспечивается из-за многочисленных нарушений именно при голосовании с помощью альтернативных форм голосования. Например, от имени одного лица можно проголосовать по открепительному удостоверению и на избирательном участке, к которому этот избиратель приписан. Также в период досрочного голосования не соблюдается правило "дня тишины", ведь избирателя голосуют в период, когда предвыборная агитация находится в самой активной стадии. Кроме того, наблюдателям весьма трудно осуществлять контроль досрочного голосования и вне помещения.
После каждой избирательной кампании в суды поступают сотни заявлений о защите избирательных прав, в которых отмечаются нарушения избирательного законодательства, выразившиеся в неуказании уважительных причин, по которым избиратель не мог прибыть на избирательный участок, вбросе в урну для голосования избирательных бюллетеней в количестве 20-30 штук одним избирателем, голосовании по подложным открепительным удостоверениям, незаконном образовании дополнительных избирательных участков и включение избирателей в списки для голосования на них, "покупке" открепительных удостоверений для голосования за "нужного" кандидата.
Необходимо отметить, что субсидиарные виды голосования не являются обязательным элементом избирательного права стран европейского сообщества. Избирательное законодательство многих государств в мире (Азербайджан, Бельгия, Бразилия, Италия, Казахстан и др.) не предусматривает возможность ни досрочного голосования, ни голосования вне помещений для голосования. Большинство стран мира также не поддерживают практику голосования по открепительным удостоверениям (США, Мексика, Румыния, Великобритания). В 1975 году во Франции был отменен институт "заочного" голосования посредством почты из-за многочисленных нарушений.
На основании изложенного настоящим законопроектом предусматривается отмена субсидиарных видов голосования - досрочного голосования, голосования по открепительным удостоверениям и вне помещения для голосования при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и представительного органа муниципального образования.
Предполагается, что изменения, предлагаемые настоящим проектом федерального закона, будут способствовать прозрачности избирательного процесса, легитимности результатов выборов и предотвратят правонарушения при проведении досрочного голосования, голосования по открепительным удостоверениям и вне избирательных участков.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не потребует дополнительные финансовые затраты, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не потребует принятия, приостановления либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Российской Федерации:
1) Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2016 г. N 315 "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва";
2) Постановление ЦИК России от 20 апреля 2016 г. N 4/33-7 "Об Инструкции по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
3) Постановление ЦИК России от 27 апреля 2016 г. N 5/43-7 "О Порядке и сроках передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях либо за пределами территории Российской Федерации";
4) Постановление ЦИК России от 11 мая 2016 г. N 6/51-7 "О Разъяснениях порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва";
5) Постановление ЦИК России от 18 мая 2016 г. N 7/55-7 "О порядке использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва";
6) Постановление ЦИК России от 25 мая 2016 г. N 8/72-7 "О вопросах, связанных с изготовлением и доставкой избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва";
7) Постановление ЦИК России от 22 июня 2016 г. N 13/107-7 "Об Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва";
8) Постановление ЦИК России от 29 июня 2016 г. N 14/116-7 "О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва";
9) Постановление ЦИК России от 6 июля 2016 г. N 15/127-7 "Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва";
10) Постановление ЦИК России от 14 июля 2016 г. N 21/164-7 "О Рекомендациях по организации голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва";
11) Постановление ЦИК России от 2 сентября 2016 г. N 46/463-7 "О Разъяснениях порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва";
12) Постановление ЦИК России от 2 сентября 2016 г. N 46/464-7 "Об изготовлении бланков протоколов об итогах голосования и сводных таблиц при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва";
13) Постановление ЦИК России от 7 сентября 2016 г. N 48/485-7 "О вопросах, связанных с проведением электронного голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.