Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 27698-7 "О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - законопроект) подготовлен в целях защиты прав ребёнка, основывающихся на удостоверении его происхождения от биологических родителей.
Идеальный вариант, когда ребёнок рождается у мужчины и женщины, состоящих в зарегистрированном органами ЗАГС браке, но так бывает лишь в 70 процентах случаев.
В последние годы участились обращения в органы ЗАГС граждан, не состоящих между собой в зарегистрированном браке, для одновременной государственной регистрации рождения и установления отцовства, при этом с момента расторжения матерью ребёнка брака с бывшим супругом и рождения у нее ребёнка не прошло 300 дней.
Пунктом 2 статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации определено, что если ребёнок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение 300 дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребёнка, отцом ребёнка признаётся супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 Семейного кодекса Российской Федерации).
При этом статьёй 17 Федерального закона (как и статьёй 48 Семейного кодекса Российской Федерации) не урегулирован вопрос записи отцом ребёнка лица, фактически являющегося родителем, но не состоящего в браке с матерью, в том случае, если с момента расторжения брака с бывшим супругом матери, признания его недействительным или со дня смерти супруга матери до дня рождения ребёнка прошло не более 300 дней.
Действующая редакция рассматриваемых законов создаёт противоречивую правоприменительную практику. Органы ЗАГС в данном случае при регистрации рождения ребёнка указывают в качестве отца ребёнка бывшего супруга заявительницы, после чего предлагают обратиться в суд на предмет исключения из записи акта о рождении сведений об отце ребёнка и в последующем установления отцовства биологическим отцом ребёнка.
Имеют место случаи, когда мать ребёнка, не желая, чтобы в записи акта о рождении в качестве отца ребёнка был вписан её бывший супруг, не регистрируя рождение ребёнка в органе ЗАГС, сразу обращается в суд. Судом принимается во внимание заявление матери ребёнка о том, что её ребёнок рождён не от бывшего супруга, и суд выносит решение, обязывающее орган ЗАГС указать в записи акта о рождении в качестве отца ребёнка его биологического отца.
Проблема записи сведений о родителях, а именно об отце ребёнка, гораздо сложнее, чем просто выбор пункта статьи, применяемой при государственной регистрации рождения ребёнка. Мотивировочные части судебных актов указывают, что содержание правовой нормы неидеально и способствует неоднозначному применению, создавая правовую коллизию.
Кроме того, обязательный судебный порядок установления происхождения ребёнка в отсутствие спора между заинтересованными сторонами приводит к необоснованным судебным процедурам, количество которых растёт.
При этом следует учитывать следующее:
1) согласно пункту 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации каждый ребёнок имеет право знать своих родителей;
2) указание в актовых записях о рождении сведений об отце лица, не являющегося таковым, влечёт ряд негативных правовых последствий как для ребёнка, поскольку родители являются его законными представителями, так и для бывшего супруга матери ребёнка, не являющегося биологическим отцом ребёнка, в части несения алиментных обязательств и т.д.;
3) необходимость прохождения в данной ситуации психологически тяжёлой судебной процедуры ущемляет законные права и интересы матери ребёнка и её бывшего супруга, биологического отца ребёнка и интересы самого ребёнка.
В целях исключения судебной процедуры и руководствуясь интересами ребёнка, законопроект предусматривает производить государственную регистрацию рождения ребёнка с одновременным установлением отцовства на основании заявления матери и биологического отца ребёнка.
При этом предлагаемая редакция не нарушает прав бывшего супруга, так как не лишает его права на оспаривание отцовства в соответствии со статьёй 52 Семейного кодекса Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на обеспечение баланса конституционно значимых ценностей применительно к защите прав и законных интересов детей и родителей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" не потребует дополнительных расходов за счёт средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.